анна тютрина
«Матрешка ищет друзей» конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе, основанного на русском фольклоре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Матрешка ищет друзей"
Цели: 1. Создать условия для формирования у детей знаний о русских народных игрушках; познакомить с русской народной куклой Петрушкой; учить детей выразительному произношению заданных фраз; знакомить с русским фольклором; значением старорусских слов; назначением предметов быта и одежды; развивать имитационные способности.
Публикация «„Матрешка ищет друзей“ конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе, основанного на русском фольклоре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
2. З. К. Р. Развивать умение называть гласные звуки с помощью дидактической игры "Угадай звук"; учить регулировать силу голоса с помощью дид. игры "Громко-тихо".
3. Воспитывать любовь к русскому народу; быть приветливыми, вежливыми.
Игры и упражнения:
Подвижная игра "Бояре, а мы к вам пришли!"
Дидактические игры: "Угадай звук", "Громко-тихо".
Материалы: кукла Петрушка, конфеты для угощения детей.
Ход занятия.
1. Знакомство с Петрушкой.
-Ребята, к нам в группу пришло письмо.
Чтение письма: "Меня зовут Матрешка, у нас большая семья, но мы хотели бы узнать, какие еще русские народные игрушки бывают, и подружиться с ними. "
-Кто хочет помочь Матрешке найти друзей?
Воспитатель берет Петрушку, завернутого в небольшое одеяльце, и кладет куклу на левую руку. Со спящим Петрушкой подходит к детям и шепотом предупреждает их, чтобы они не шумели и не разбудили его. Ходит с Петрушкой, поет ему колыбельную песенку, ритмично его покачивая. Затем останавливается перед детьми и говорит:
-Ребята, это не простая кукла. Это-Петрушка. Русская народная кукла. Ее придумал русский народ для развлечений, смешных спектаклей во время народных гуляний, праздников, ярмарок.
-Заснул Петрушка, крепко-крепко!
Во время обращения к детям воспитатель смотрит на них и поворачивает Петрушку лицом к детям, как бы не замечая, что он не спит. Дети кричат, что Петрушка не спит.
Воспитатель кладет куклу в первоначальное положение, смотрит на нее и удивленно говорит:
-Как не спит? Спит, крепко спит и даже немного храпит.
При этом он слегка ритмично поднимает кисть руки, как будто Петрушка дышит, и тихо похрапывает за него. Затем опять обращается к детям:
-Почему вы думаете, что Петрушка не спит?
Смотрит на детей, поворачивает куклу к ним лицом и машет рукой. Дети опять кричат:
-Не спит, не спит, он даже рукой машет!
Воспитатель быстро укладывает куклу, удивляясь. Наконец, заметив Петрушкины шалости, воспитатель говорит:
-Я думала, что ты спишь, и просила детей не шуметь, чтобы не разбудить тебя, а ты не спишь и шалишь! Если не спишь, то вставай (сажает его на левую руку) и поздоровайся с ребятами.
Петрушка: А я не умею здороваться!
Воспитатель: Не умеешь здороваться? Я тебя сейчас научу. Смотри на ребят, говори: "Здравствуйте, ребята", - и поклонись.
Пертушка: Говори: здравствуйте, ребята, и поклонись!
Воспитатель: Нет, не так! Скажи только: "Здравствуйте, ребята!"
Вместе: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Вот и хорошо!
Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте, ребята. (Раскланивается во все стороны)
Воспитатель: Все дети знают, что тебя зовут Петрушка, а ты не знаешь, как зовут детей.
Петрушка: Я тоже хочу знать, как зовут детей.
Воспитатель: Хорошо! Давай сделаем так: ты махнешь рукой, а дети в это время скажут свои имена.
Петрушка в это время поднимает руку и резко опускает ее вниз. Дети называют свои имена.
Петрушка (прыгает и радуется) : Теперь я тоже знаю, как зовут ребят. Вот Таня, Катя, Юра. А там Сережа и Женя.
Воспитатель: Петрушка, дети много стихов знают. Попросим прочитать их нам.
Дети читают стихи. Петрушка слушает, по окончании хлопает в ладоши.
Петрушка: А плясать вы умеете? (Дети выходят и пляшут)
Воспитатель: Теперь давай вместе с ребятами споем песенку (дидактическая игра "Тихо-громко"). Мы будем петь песенку "Во поле березка стояла". Только мы будем петь ее необычно. Сначала будем петь ее одними губами, потом громче, еще громче, очень громко, чуть тише, еще тише, совсем тихо, и опять беззвучно.
Петрушка: Как хорошо вы придумали! Я очень люблю петь.
Все поют. Петрушка дирижирует.
2. Дидактическая игра "Угадай звук".
Воспитатель: Петрушка хочет с вами поиграть в игру со звуками. Он будет загадывать звук, произносить различные слова. Если в этих словах вы услышите этот звук, то хлопайте в ладоши. (Например, Петрушка загадал звук "а" и произносит следующие слова: Арбуз, автобус, апельсин, астры, палатка, кукла, бумага и т. д.)
3. Подвижная игра "Бояре, мы к вам пришли"
Ребята, на прошлом занятии мы с вами играли в русскую народную игру "Бояре, мы к вам пришли!". Петрушка очень любит русские народные игры, давайте поиграем и покажем ему игру.
Играющие встают в две линии напротив друг друга: одна из мальчиков, другая - из девочек. Шеренги попеременно подступают одна к другой и поют:
Словарная работа: кафтаны, кушаки.
Молодцы: Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли!
Девицы: Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
Молодцы: Бояре, мы невест смотреть, молодые, мы невест смотреть!
Девицы: Бояре, покажите жениха, молодые, покажите жениха!
Молодцы: Бояре, да вот наш женишок, молодые, да вот наш женишок!
Девицы: Бояре, покажите кафтаны, молодые, покажите кафтаны!
Молодцы: Бояре, вот и наши кафтаны, молодые, вот и наши кафтаны!
Девицы: Бояре, покажите кушаки, молодые, покажите кушаки!
Молодцы: Бояре, а вот и наши кушаки, молодые, а вот и наши кушаки!
Девицы: Бояре, мы не выросли еще, молодые, а мы не выросли еще!
Молодцы: Бояре, а мы немножко подождем, молодые, а мы немножко подождем!
По окончании игры звучит русская народная плясовая. Молодцы хлопают в ладоши, а девицы танцуют.
4. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Петрушка, дадим детям наше угощение. Берет желобок из картона 50 см длиной и 15 см шириной. Придерживает его свободной рукой так, чтобы нижний его конец свешивался со стола, и предлагает детям подходить по очереди и подставлять руки к желобку. Петрушка сверху скатывает конфеты каждому.
Петрушка: Вот и всё!
Воспитатель: Всем дал? Хорошо! Теперь прощайся с детьми и пойдем!
Петрушка приближает свой рот к уху воспитателя, слегка двигает головой, как бы говорит что-то на ухо.
Воспитатель: Ты хочешь попрощаться с детьми за руки?
Петрушка: (утвердительно кивает головой) : Да, да, да!
Воспитатель: Хорошо!
Петрушка прощается со всеми за руку.
Петрушка: До свидания! До свидания! Я приду к вам еще!
Уходит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если рассказать Матрешке про Петрушку, они подружатся?
Я сейчас же напишу Матрешке письмо.
5. Итог занятия :
-Чем мы сегодня занимались?
-Что нового узнали?
-Что понравилось?
Конспект составила воспитатель д/сада № 145 г. Иркутска Тютрина А. Г.