Никитина Мария
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (ватными палочками) с детьми раннего возраста
▼ Скачать
Вашему вниманию представляется методическая разработка «Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (ватными палочками)», которую я использую в работе с детьми раннего возраста.
Публикация «Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (ватными палочками) с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Ватные палочки. ИЗО, поделки, рисование
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2024
Технологию работы покажу на примере подготовке воспитателя к игровому занятию «Елочка нарядная», цель которого – создать эмоционально благоприятный фон для самовыражения ребенка в изобразительной деятельности, закрепить умение рисовать ватными палочками, продолжать учить аккуратно пользоваться гуашью. Его можно провести в канун новогодних праздников или после встречи Нового Года, когда прощаемся с елочкой, чтобы затем организовать выставку детских работ с одноименным названием.
Кратко остановлюсь на теоретическом аспекте нашего мастер-класса. Техника рисования ватными палочками относится к нетрадиционным потому, что средством изображения служит необычный предмет, которым пользуются живописцы, художники. Однако этот нетрадиционный способ основан на уже известных. Например, его можно отнести к методу, известному дошкольным педагогам как «метод тычка» при рисовании кисточкой или к художественному стилю в живописи, называемому «рисования по точкам», то есть пуантилизму, именно так он звучит в переводе с французского. Особенность его состоит в том, что краска на палитре не смешивается, контрастные цвета наносятся точками, расстояние между точками может быть разным – точки могут располагаться далеко или близко друг к другу.
В названии техники присутствует небольшой намёк на то, при помощи чего с ней работают, потому как картины пуантилистов рисуются путём создания большого количества крошечных точек, которые составляют собой огромные поля. Вблизи поля не видны, но, если отойти подальше и посмотреть оттуда, рисунок всей композиции становится очень и очень явным.
Практическая работа с детьми раннего возраста должна происходить с постепенным усложнением. Самым элементарным способом изображения является дорисовка ребенком недостающих деталей на готовом шаблоне.
Поэтому на начальном этапе детям нужно показать образец рисунка и последовательность набора и нанесения гуаши на поверхность листа с помощью ватной палочки. Использовать необходимо только один цвет гуаши (например, провести ознакомительное занятие на тему «Падает снежок на зеленую елочку»). Рисовать ватными палочками разноцветные фонарики, когда ребенок будет использовать два-три цвета и наносить их на шаблон воспитателя, можно только после того, как знакомство с техникой нетрадиционного рисования уже состоялось и ребенок, соответственно, имеет представление о способе изображения.
Процесс рисования должен сопровождаться игровыми моментами, пробуждающими у детей интерес к рисованию (например, загадки, стихи, сказки) и динамическими паузами (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
Этапы подготовки и процесс организации работы с детьми раннего возраста по рисованию в нетрадиционной технике.
Для того, чтобы приготовить шаблон нам понадобится гуашь (жёлтый, синий, красный, зелёный, белый, чёрный) губка, вода и кисточка. Изображение елочки лучше всего сделать на картоне (у меня синего цвета, а также к занятию с детьми нужно подготовить ватные палочки.
Шаблон можно распечатать готовый или создать самостоятельно. Я готовила сама. Рисовать лучше всего на готовом цветном картоне. Нарисовала ветки ели, ствол и снег вокруг с помощью кисти и поролоновой губки в следующей последовательности:
Шаг 1. Рисуем ветки ели кисточкой
Шаг 2. Рисуем кистью ствол и берем губку
Шаг 3. Создаем эффект снегопада
Шаг 4. Мазками губкой делаем снежный покров возле елки
Методика нетрадиционной техники рисования ватной палочкой
Ватную палочку макаем в белую краску. Методом «тычка» касаемся ватной палочкой поверхности листа и осторожно поднимаем. На листе должна остаться точка или кружочек, в зависимости от нажима. В процессе рисования необходимо обращать внимание детей на то, что чем больше краски на палочке, тем ярче ставится точка. Ставить палочку нужно перпендикулярно листу и не держать долго ватный кончик на бумаге. При смене цвета меняется ватная палочка. Дети запоминают, что новый цвет, это новая палочка.
Можно воспользоваться не одной, а целым пучком палочек, скрепив их предварительно резинкой.
Вот такие детские работы у нас поучились
Важно, что при рисовании ватными палочками необходимо соблюдать нормы безопасности и санитарно-гигиенические требования к организации занятий с детьми. К ним относятся:
1. Подготовить весь необходимый материал и оборудование заранее, до начала занятия.
2. Использовать гуашь и краски, отвечающие требованиям безопасности для детского здоровья.
3. Следить за осанкой детей в процессе продуктивной детской деятельности.