МААМ-картинки

Марийские народные сказки как средство воспитания детей дошкольного возраста

Марина Васькина
Марийские народные сказки как средство воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Марийские народные сказки как средство воспитания

детей дошкольного возраста.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Публикация «Марийские народные сказки как средство воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из таких средств воспитания является народная сказка - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, сказки имеют колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям, расширяют познания и кругозор детей. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Особую ценность представляет сочетание в них образовательного и воспитательного элементов. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного моментов и сделало их весьма эффективным педагогическим средством.

При отборе марийских сказок для детей дошкольного возраста мы опираемся на следующие принципы:

доступность содержания,

познавательная и нравственная значимость,

возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Марийцы издавна жили в лесистом краю на среднем течении Волги. Лесами окружены марийские деревни, среди лесов стоят города. Издавна жизнь марийцев была тесно связана с лесом: в лесу они добывали зверя, собирали ягоды, лес давал бревна для строительства жилища, из дерева марийцы вырезали посуду, из лыка и бересты плели лапти. Марийцы были благодарны лесу за пищу и кров, но еще они любили лес за его красоту. Поэтому почти в каждой марийской сказке обязательно говорится о родной природе, животном и растительном мире.

Конечно, лес культивируется в сказках многих народов, но в марийских сказках особо, так как лес - главное богатство нашего края. Через сказку дети узнают, какую роль играл и играет лес в жизни марийского народа («Как топор в лес ходил», «Два брата», «Иван-охотник», «Огонь и человек»).

В сказке «Топор» развенчивается человек в образе топора, желающий уничтожить природу, вековой лес. Однако лес силен и могуч, он выходит победителем. В сказках отрицательные персонажи, которые жестоко относятся к дарам природы, растениям, животным, подвергаются суровому наказанию.

Самый распространенный вид марийских сказок, который рано становится известным ребенку, сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. («Откуда у кулика длинный клюв», «Лиса и медведь»).

Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – откладываются в сознании и определяют для ребенка нормы поведения. Каждая сказка рождает в душе ребенка такие чувства, как участие, волнение, сопереживание. В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни.

Сказка «Заячий домик» учит помогать слабым, сказка «Лиса, Сова и Сорока» - помочь другу советом, сказка «Лиса и Медведь» доказывает, что ум побеждает глупость.

В марийских сказках животное особенно близко человеку, принимает непосредственное участие в его делах и сильно похоже на человека. В сказке «Два брата» герои встречаются в лесу с разными животными, которые становятся их верными друзьями, помогают в делах, платят добром за добро.

Дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию. («Кто всех сильнее?», «Зимовье в лесу», «Любознательный заяц»).

Сказки о животных можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Детям нравится, как заяц, чтобы узнать ответ на свой вопрос, посещает многих героев сказки. («Любознательный заяц»)

В сказках о животных много юмора. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу : петух - герой, лиса - хитрая обманщица, медведь – глупый, заяц – трусливый и любознательный, сорока – болтливая, но хороший друг.

Кроме сказок о животных мы используем в работе сказки о марийских богатырях. Дети, знакомясь со сказками «Онар», «Кокша-богатырь», «Ненчык-патыр», «Чоткар-патыр», соприкасаются с историей марийского края. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря. Качества, присущие марийским богатырям (всегда готовые помочь попавшему в беду, заступиться за обиженного, служат примером для детей-дошкольников.

В дошкольном возрасте, как известно, ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.

Поэтому в своей работе мы используем игру-драматизацию сказки. Но чтобы хорошо обыграть сказку, мы проходим 3 этапа.

1 этап – знакомство с содержанием сказки (чтение, рассказывание, беседа, рассматривание иллюстраций).

2 этап – эмоциональное восприятие (пересказ сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказки).

3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр).

Пройдя эти этапы, ребенок умело участвует в играх-драматизациях.

Еще одна форма работы с детьми, используемая нами, это викторины по марийским народным сказкам. Слушая отрывки, дети называют названия сказок и главных героев. Дети сравнивают героев марийских народных сказок с персонажами из русских сказок и легенд. Онара, Чоткар-патыра, Ненчык-патыра сравнивают с былинными богатырями, Сереброзубую Пампалче с Василисой Прекрасной и Еленой Премудрой. Этим мы учим детей видеть общие черты, общие ценности разных народов.

Викторины помогают запомнить содержание сказки, сравнивать персонажи разных сказок, сопоставлять их, выражать свое отношение к ним.

Также проводим выставки творческих работ детей по мотивам марийских народных сказок. В своих рисунках, аппликации, лепке дети учатся выражать свое отношение к тому или иному персонажу. Яркими красками изображают положительных и, наоборот, темные цвета используют при изображении отрицательных героев. Творческие работы помогают формировать художественный вкус, развивают детскую эмоциональность.

Выбирая сказки для детей дошкольного возраста, мы учитываем, чтобы в них сочеталась занимательность и простота, дидактичность и юмор. И еще: чтобы, слушая сказки, он запомнил простую мудрость «Плохим быть легко, трудно быть хорошим» и понял бы преимущества этого трудного пути.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Марийские народные сказки как средство воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2022 в 14:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Марийские народные сказки как средство воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Васькина (УИ 309999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД