Анна Дронина
Консультация для родителей второй младшей группы «Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
(Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2-3 лет) Выполнил: воспитатель Дронина Анна Владимировна
:
Задачи развития :
Формирование звуковой культуры речи.
Обогащение словарного запаса.
Формирование грамматического строя речи.
Обучение рассказыванию, связной речи.
Работа по развитию речи ребенка в д. саду осуществляется в разных видах деятельности;
Публикация «Консультация для родителей второй младшей группы „Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 2–3 лет“» размещена в разделах
НОД по развитию речи, а также других занятиях; в игровой, худ. деятельности; в повседневной жизни.
Возрастные особенности развития речи детей 2-3 лет :
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Понимание речи:
Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
Слушает длинные сказки и рассказы.
Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т. д.
Словарный запас:
Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи –
местоимения (Я, ТЫ, МНЕ)
наречия (тепло, красиво)
числительные (один, два)
прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой)
предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)
Звукопроизношение:
Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака», заменяются: С=Ф (собака-фобака, З=В (замок-вамок, Ц=Ф (цыплёнок-фыплёнок, С=Т (собака-тобака, З=Д (замок-дамок, Ц=Т (цветок-тветок).
Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются (апка-шапка, заменяются: Ш=С,Ф (сапка, фапка-шапка, Ж=З,В (зук,вук-жук, Ч=Ц,ТЬ (оцки,отьки-очки, Щ=СЬ,ТЬ (сётка,тётка-щётка)
Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука, заменяются на ЛЬ (люка-рука,на Й (юка-рука)
В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)
Грамматический строй:
Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу», неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)
Мелкая моторика:
Держит карандаш пальчиками
Копирует формы несколькими чертами
Собирает и строит постройки из кубиков
Обводит по контурам
Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.
Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Ю
Игрушки и игры для развития речи :
Наборы игрушек (животных, птиц)
- для уточнения произношения в звукоподражаниях:
Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е,
Мяу-мяу, Гав-гав и т. д.
(«Угадай, кто кричит?»,
«Большой-маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра,например, как мяукает кошка, а как котёнок);
- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)
Игры с куклами.
Кубики – развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.
К изображё нным на кубиках предметам можно задать ряд вопросов:
Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?
Что из этого можно приготовить?
Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу? Чем питается?
Игры в «Лего». Мягкие кубики.
Лепка
Пластилин и паста для лепки: развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.
Учите катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики- «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.
Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки) :
развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.
Используются для проигрывания знакомых сказок.
Игрушечный телефон –
разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Звучащие игрушки- погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты – развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.
Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»
Игры в мяч.
Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек-
Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.
Игрушки и предметы из различных материалов – деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.
Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.
Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик, «Назови части целого»(кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).
Детское лото и другие настольно-печатные игры: Закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,
Несколько способов использования детского лото для развития речи :
Проговаривать названия картинок четко и внятно.
Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа : был мяч – нет мяча
Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти
Назови каждое слово на твоей картинке ласково: мячик, белочка
Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится
Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.
Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать этого другим, т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
Корректно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов)
Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
Позиция родителей : «дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно», – пагубно влияет на развитие речи. Позволяйте ребенку говорить – ведь развивая речь, он развивает свое мышление.
Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста
Игра - путешествие
по стране "Развитие речи"
Выполнил: воспитатель МДОУ
Детский Сад №4
Дронина Анна Владимировна
Станция «Творческая» - обогащение словарного запаса ребенка
Подберите эпитеты к словам:
Снег
Человек
Ветер
Дождь
Луна
Станция «Сказочная»
Сказка нужна всем. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомить с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей.
.
Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще злые и хитрые. И каждому хочется меня съесть…
«Колобок»
.
Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
«Репка»
.
Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, что кто-нибудь во мне поселится и жить будет. Но не так много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
«Теремок»
.
Н у и хвост у этой мышки!
Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент!
Махнула хвостиком – я и разбилось!
«Курочка Ряба»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Станция «Наши руки не знают скуки»
Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Пальчиковые игры
«Ладошки вверх, ладошки вниз»
«Пальчики у нас попляшут»
«Раз, два, три, четыре, пять…»
«Мы капусту рубим, рубим.»
«Мы построим дом-дом…»
«Кто это?» и т. д.
Игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики рук уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с первой младшей группы. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульчиках, мы играем в пальчиковые игры.
Самомассаж пальцев рук
указательный –желудок
Станция «Игровая»
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
Речевая игра «Насос»
Речевая игра
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа». (зв. Ж)
Словесная игра «Почемучка» Словесная игра «Почемучка» (определить, из каких слов состоят слова)
Самосвал
Пылесос
Самолёт
Листопад
Снегопад
Спасибо за внимание!