Виолетта Никулина
Консультация для родителей «Нормативы речевого развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Нормативы речевого развития детей 4 - 5 лет"
Виолетта Никулина
[/b]
Публикация «Консультация для родителей „Нормативы речевого развития детей 4–5 лет“» размещена в разделах
Словарь: В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь. Основное место занимают глаголы и существительные. Однако все шире дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги. Ребята активно начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют как конкретные, так и обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500.
Грамматический строй: Одновременно с обогащением словаря дети интенсивнее овладевают грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети правильно согласовывают названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентируются на окончания слов (красный шар, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, на, над, под). Дети учатся употреблять грамматически правильные формы слов (множественное число, винительные и родительные падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы).
Звукопроизношение: У детей 4-5 лет совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных (санки вместо ранее произносимого сянки, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Некоторые дети сосредоточивают свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечают ошибки в их звучании у сверстников. Приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, но сложным для произнесения остаётся звук [ц] (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ([ш], [ж], [ч'], [щ'], [л], [р], но, как правило, большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук [ш] звуком [с] (суба вместо шуба, [ж] – [з] (заба вместо жаба, [ч'] – [ц] (ца-сы вместо часы, [щ'] – [с] или [с'] (сенок вместо щенок, савелъ вместо щавель). Сонорные звуки [р], [p'], [л] дети или не произносят, или заменяют звуком [й] или [л'] (йак, ляк вместо рак, лека, йодка вместо река, лодка). Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно. Например ребёнок может сказать «шапка», а потом «коска». Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СпеШить, СаШа, СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке». Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают. До 5 - летнего возраста такое неправильное произношение звуков является закономерным.
Фонематическое восприятие: На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Связная речь: Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Но дети часто отвлекаются от содержания вопроса. На данном этапе все еще учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы. Требует совершенствования интонационная сторона речи (умение интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание).