Алиева Мария
Программа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром «Малыш в мире природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №26 «Радуга»
«Малыш в мире природы»
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
через детское экспериментирование
(Срок реализации 1 учебный год)
Алиева Мария Александровна
Г. Дубна
2021
Содержание
I. Пояснительная записка ….3
II. Перспективный план …5
III. Содержание программы …. 9
IV. Прогнозируемые результаты …11
V. Методические условия …12
VI. Литература …. 15
Пояснительная записка
Публикация «Программа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром „Малыш в мире природы“» размещена в разделах
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
По своей направленности программа имеет углубленное направление, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в области поисково-исследовательской деятельности. По содержанию программа относиться к комплексно-интегрированному виду, который предполагает интеграцию различных образовательных областей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой образовательной цели.
Цель программы : развитие познавательного интереса к окружающему миру и формирование осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Задачи программы :
1. Формировать у детей основы диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
6. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Основные методы работы:
Словесные – чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
Наглядные – рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
Практические – дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Формы работы: НОД, беседы, опыты, экспериментирование, дидактическая игра.
Перспективный план
Месяц Название темы Цель занятия Форма проведения занятия, ведущие методы Необходимые материалы
Сентябрь «Узнаем, какая вода» Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества. Режимные моменты Стаканчики пластиковые, лейка с вода,
«Тонет, не тонет» Дать представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт. Часть НОД Ванна с водой, камни, резиновые игрушки, деревянные палочки
«Есть ли у воды вкус, цвет?”» Выяснить есть у воды вкус, цвет Эксперимент Стакан с водой, сахар, соль, гуашь (трех цветов)
«Водичка-водичка» Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. Игра Емкость с водой, игрушки резиновые, пластиковые, мыло
Октябрь «Найди утенка» Закрепить свойства воды о том, что вода прозрачная Эксперимент Емкость с водой, пластиковые игрушки утят
«Прятки» Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной Эксперимент Емкость с водой, пластиковые игрушки, камни, гуашь для окраса воды
«Теплая-холодная» Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной Часть НОД Вода тепла и холодная, пластиковые стаканчики
«Откуда берётся вода? Познакомить детей с процессом конденсации Эксперимент Вода теплая, металлическая пластинка
Ноябрь «Песочек» Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый Игра Песок, вода
«Посыпалки» Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. Эксперимент Песок, савок, формочки для песка
«Испечем угощения» Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму Эксперимент Песок, вода, савок, формочки для песка
«Следы» Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Игра Песок, вода, савок, формочки для песка
Декабрь «Поймаем воздух» Дать детям представление о том, что воздух не виден. Игра Пакет,
«Игры с соломинкой» Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Часть НОД Стакан с водой, соломинка
«Игры с воздушным шариком и соломинкой (трубочкой)» Закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Игра Воздушный шарик, трубочки
«Надувание мыльных пузырей» Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь Игра Мыльные пузыри, трубочки
Январь «Что звучит?» Научить определять предмет по издаваемому звуку Игра Музыкальные инструменты (бубен, металлофон, барабан, дудка)
«Музыка или шум» Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Игра Музыкальные инструменты (бубен, металлофон, барабан, дудка)
«Птицы зимой» Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела птиц. Часть НОД Картинки с изображениями птиц
«Изготовление цветных льдинок» Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Эксперимент Вода, краситель, замороженный лед
Февраль Какой формы камень? Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму Часть НОД Камни различной формы и объёма (большие, маленькие)
«Лёгкий – тяжёлый» Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые Часть НОД Камни различной формы и объёма (большие, маленькие)
«Твердый-мягкий» Дать детям представление о том, что камни твёрдые. Эксперимент Вата, камни различной формы и объёма (большие, маленькие)
«Помоем камешки» Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Эксперимент Вода, камни различной формы и объёма (большие, маленькие)
Март «У меня живёт цветок» Воспитывать у детей гуманное отношение к живому, развивать умственные способности при установлении элементарных причинно-следственных связей между уходом за растениями и жизнью растений, учить малышей заботиться о растениях, знать их потребности. Часть НОД Фикус, лейка с водой, савок для рыхления земли
«Мы сосульку не сосали» Дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду) Эксперимент Сосулька, вода
«Вот беда – был снег, стала вода» Продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду. Эксперимент Снег, вода
«Кругом вода» Показать разнообразные действия с талым снегом. Эксперимент Снег, вода
Апрель «Бумага, её качества и свойства» Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвется, режется, горит) НОД Бумага, ножницы, спички
«Самолётик» Продолжать знакомить со свойствами бумаги в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется); привлечь к творческой деятельности, развивать воображение. Игра Бумага
«Кораблик» Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. Эксперимент Бумага, емкость с водой
«Бантик из бумаги» Закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) Игра Бумага, емкость с водой
Май «У меня живёт цветок» Продолжать воспитывать у детей гуманное отношение к живому, развивать умственные способности при установлении элементарных причинно-следственных связей между уходом за растениями и жизнью растений, учить малышей заботиться о растениях, знать их потребности. Часть НОД Фикус, лейка с водой, савок для рыхления земли
«Дотронься до …» Поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов. Игра Пирамидка, камень, кубик, мяч, деревянная палочка
«Магнит - приставка» Познакомить детей с качеством магнита – он притягивает металлические предметы. Эксперимент Магнит, металлические, пластиковые, деревянные предметы
«Плавает – тонет» Закреплять представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт. Эксперимент Предметы из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань)
Содержание программы
Тема: «Вода»
Свою работу я планирую начать с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. Чтобы с помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети могли убедиться в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получат представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнают о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы будем проводить опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
В процессе наблюдений на прогулке, дети смогут получить элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» они убедятся в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Тема: «Песок»
В процессе знакомство с данной темой будут проводиться различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети попробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия с детьми подводим итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети смогут убедиться, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Так же при проведении опыта с песком детям будет предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой. Затем следует подвести малышей к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого с детьми планируется проводить наблюдения в природе на прогулке, где будет возможность убедиться в том, что песок – это множество песчинок
Тема: «Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получат представления о том, что воздух легче воды.
Такие дидактической игры как «Поймаем воздух» помогут детям убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши будут дуть через соломинку в стакан с водой и увидят, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, будет необходимо выявить, что ветер – это движение воздуха.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получат представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем планируется выяснить, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши будут опускать поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
В процессе сравнения двух камней взятых с улицы и с батареи (зимой, необходимо сделать вывод, что камни могут быть холодными и теплыми.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Прогнозируемые результаты
В процессе экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что:
1. У детей накоплен познавательный опыт, соответствующий младшему дошкольному возрасту.
2. Младшие дошкольники активно включаются в поисково-познавательную деятельность совместно с воспитателем.
3. Дети могут анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы в соответствии с возрастными особенностями.
4. У детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
5. Дети проявляют инициативу, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Методические условия
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 3-4 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Приборы и оборудование для экспериментирования
1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, соль, сахар, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Песок в закрытой емкости
2. Вода (кипяченная, в емкости)
3. Бусинки, пуговицы.
4. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
5. Пластиковые бутылочки разного размера.
6. Разноцветные прищепки и резинки.
7. Камешки разных размеров.
8. Пробки.
9. Пух и перья.
10. Полиэтиленовые пакетики.
11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
12. Спилы дерева.
13. Вата, синтепон.
14. Киндер-сюрпризы
15. Магнит
16. Пищевые красители, гуашь
17. Бумага разных сортов.
Литература
1. Борисенко М. Г. «Я познаю мир», Санкт-Петербург, Паритет, 2004.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом, М., Творческий центр, 2013.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы, М., Творческий центр, 2013.
4. Коробова М. В. Малыш в мире природы, М., Просвещение, 2005.
5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, М. 2002.