Марина Александровна Капитонова
Проект «Люблю тебя, мой край родной!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Люблю тебя, мой край родной!».
Программа рассчитана на год для старшей и подготовительной группы, увлекающихся историей родного края и работой по сбору материалов для краеведческого музея.
Публикация «Проект „Люблю тебя, мой край родной!“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Главным объектом работы является изучение истории, географических особенностей, природы и населения родного края.
Через краеведение осуществляется связь с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее боевыми и трудовыми традициями, людьми, своим трудовым и ратным подвигом способствующими ее процветанию. В процессе краеведческой работы у детей развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Новизна.
Принципиальным отличием программы является воспитательная, патриотическая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях. Является воспитательная, патриотическая направленность содержания, которая выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл традиций нашего народа в различных его проявлениях
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Актуальность.
Одной из важнейших задач образования является воспитание патриотизма и нравственности, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса дошкольников посредством среды с применением исследовательской деятельности, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых способностей по истории, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к конкретной деятельности, деятельному общению.
Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами исследовательской деятельности, а также на осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению.
1.1. Нормативно - правовая база:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-РФ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
5. Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
• Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период до 2020 года»
Цель формирование ценностного отношения к родному краю.
Задачи программы:
Обучающие
1. изучать историю г. Саратова, Саратовского района и Саратовской области;
2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор дошкольников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
3. изучать быт, культуру, обычаи и традиции нашего края.
Развивающие:
1. гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление духовно-нравственной сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности.
2. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к истории родного края.
2. Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры и совершенствование навыков исследовательской деятельности. Принципы построения программы:
Постепенность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности
Акцентирование на исследовательской деятельности
1.3. Возрастная группа дошкольников:
Программа ориентирована на старшую и подготовительную группу.
1.4. Программа «Люблю тебя, мой край родной» ориентирована на детей от 5 до 7 лет и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных занятий с дошкольниками.
1.5. Продолжительность одного занятия:
в старшей - 20 - 25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут
. Принципы построения программы:
Постепенность.
Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности
Акцентирование на исследовательской деятельности
Отличительные особенности данной программы.
Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей. В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы.
Программа реализуется при соблюдении следующих условий:
• сочетание разных форм занятий
• содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
• совместный характер деятельности, полнота «проживания—переживания»;
• используется активизирующая обучающихся форма соревнования;
• осуществляются выходы в другие предметные циклы;
• занятия организованы в диалоговой форме и др. ;
• включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в фестивалях и слетах);
• инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам обучающихся формировать свои подходы к процессу исследования
Ожидаемые и прогнозируемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
• научатся приемам исследовательской работы;
• узнают историю «малой родины»;
• научатся навыкам исследовательской деятельности;
• научаться создавать творческие проекты;
• приобретут навыки написания творческих работ;
• разовьют память, историческое мышление, творческие способности и фантазию;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
1. 7 Формы и методы работы:
• экскурсии в краеведческий музей
• поисковые научные исследования
• общественно-полезные практики
• постановка и решение проблемных вопросов их
• проекты
• игровые моменты
• практические работы
• самоанализ и самооценка
• экскурсии в природу
• просмотры фильмов
• презентации
• живое общение с ветеранами войны и труда.
Структура курса занятий:
• 1 модуль – история родного края
• 2 модуль – природа родного края
• 3 модуль – географические особенности края
• 4 модуль – история семьи в истории города
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
предметные результаты:
1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.
2. Владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентация);
4. Готовность к сотрудничеству, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
5. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
В ходе освоения обязательного минимума содержания курса программы дошкольники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
1. хронологические знания и умения:
а) называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
б) соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. работа с источниками:
а) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
б) сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия.
4. описание (реконструкция) :
а) рассказывать об исторических событиях, их участниках;
б) на основе текста и иллюстраций дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
в) определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке по освоению программы «Люблю тебя, мой край родной!».
1. Называть: а) имена наиболее известных деятелей; б) первооткрывателей, ученых, представителей культуры; в) участников и результаты наиболее значимых социальных движений.
2. Показывать на исторической карте местоположение края.
I. Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
Дошкольники должны знать:
-наиболее типичных представителей растений и животного мира Саратовского района;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
Дошкольники должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.