Зайцева Елена
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Головоломки для Знаек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад№54 «Золотой ключик»
города Рубцовска Алтайского края
Конспект непосредственно-образовательной
деятельности по развитию речи
подготовительной к школе группы
«Головоломки для Знаек»
Подготовила и провела учитель-логопед :
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Головоломки для Знаек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Зайцева Елена Владимировна
Цель: Формирование звуковой выразительности речи, совершенствование навыков
звукового и слогового анализа и синтеза.
Задачи:
• Учить образовывать сравнительную степень прилагательных от наречий.
• Продолжать учить объединять предметы в одну группу.
• Развивать дикцию и фонематическое восприятие;
• Стимулировать речевую активность детей, обогащать словарь.
• Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику.
• Углублять интерес к сказкам.
• Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться успехам других детей.
• Учить выполнять движения в такт музыкальному сопровождению.
Методы и приё мы:
• Беседа
• Составление предложений по образцу логопеда
• Разгадывание загадок
• Выразительное прочтение и обыгрывание стихотворных текстов
• Использование игровых методов:
Д/и «Назови одним словом»
Д/и «Расшифруй слова»
Д/и «Составь слово»
• Поощрение
• Проблемные ситуации
Предварительная работа:
• Заучивание необходимых стихотворений в процессе повседневной деятельности
«В школу мы с тобой пойдём», «Про Бабу Ягу», психологический тренинг «Это -ты, а это – я.»;
• Изготовление заданий для детей;
• Использование развивающих игр и упражнений по совершенствованию навыка чтения, навыков звуко – слогового анализа и синтеза, развития фонематического восприятия;
• Беседа о школе.
Словарь: школьные принадлежности, прилагательные (лучше, интереснее, веселее, приятнее, прекраснее, приятнее, просторнее, замечательнее, обобщающие понятия («посуда», «транспорт», «продукты», «фрукты», «мебель», птицы»).
Оборудование:
• Столы и стулья для детей
• Школьные принадлежности, игрушки
• Рюкзак
• Конверты с заданиями для детей
• Простые карандаши
• Оборудование к дидактическим играм
• Букварь
• Фрукты резиновые, огурец
• Книга со сказками
• Стихотворные тексты с загадками
• Листы бумаги для заданий детям
• Большой экран, ноутбук.
Ход:
Логопед : - Ребята, вы очень повзрослели и совсем скоро пойдёте в школу. Как вы думаете, чему вы там научитесь? Только ответить нужно полным ответом (В школе я научусь писать).
(Ответы детей)
- Полина, как ты думаешь, для чего мы сейчас учились говорить правильно, полным ответом? Пригодится ли вам это в школе?
(Ответы детей)
Логопед : - Ребята, скажите мне, как называется сумка, с которой ученики ходят в школу?
-Рюкзак.
- Правильно. А теперь посмотрите внимательно на эти предметы и назовите только те, которые вы могли бы взять с собой в школу. Вам нужно будет назвать предмет и объяснить, для чего он вам пригодится в школе. Например, «Я положу в рюкзак ручку, чтобы писать».
- Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом?
- Школьные принадлежности.
- Правильно. В школе вы будете выполнять различные упражнения, готовить домашние задания. Я предлагаю рассказать и показать сейчас всем, чем же мы будем заниматься в школе.
Физкультминутка (с муз. сопровождением)
В школу мы с тобой пойдём,
(шагают на месте)
И рюкзак с собой возьмём
(«надевают ранец»)
В школе будем мы читать,
(«раскрывают» перед собой книгу)
В школе будем мы писать,
(«пишут» пальцем в воздухе)
Физкультурой заниматься,
(выполняют наклоны)
И трудиться, и стараться.
(хлопают в ладоши).
- Ребята, как вы считаете, в школе сложнее, чем в детском саду?
(Ответы детей).
- А в детском саду вы больше чем занимались?
- Играли, лепили, рисовали.
- Правильно, а в школе вам придётся больше трудиться, делать уроки. Как вы думаете, для чего вам это нужно научиться делать?
(Ответы детей).
- А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, в котором, изменяя слова, вы сможете построить новые предложения о школе. Например, я задам вопрос Арине: «Арина, в детском саду хорошо?», а Арина ответит: «Да, в детском саду хорошо, а в школе - лучше».
- Полина, в детском саду интересно?
- Да, в детском саду интересно, а в школе - интереснее.
- Вадик, в детском саду весело?
- Да, в детском саду весело, а в школе - веселее.
- Настя, в детском саду приятно?
- Да, в детском саду приятно, а в школе - приятнее.
- Соня, в детском саду просторно?
- Да, в детском саду просторно, а в школе – просторнее.
- Арина, в детском саду замечательно?
- Да, в детском саду замечательно, а в школе – замечательнее.
- Милена, в детском саду прекрасно?
- Да, в детском саду прекрасно, а в школе – прекраснее.
- Молодцы, ребята, правильно сформулировали предложения. Милена, как ты думаешь, для чего необходимо разговаривать красиво и правильно?
- В школе это пригодится. Легче с другими людьми общаться.
- Совершенно верно. Ребята, вы сегодня уже наполнили рюкзак необходимыми школьными принадлежностями, но есть ещё один предмет, без которого в школе не обойтись, но я вам просто так его не отдам. Я предлагаю вам решить сегодня разные головоломки, проверить свои знания и получить тот самый предмет, который очень пригодится вам в школе. Хотите проверить свои знания?
- Да.
- Для начала отгадайте загадку. Отгадка поможет нам найти первое задание.
Висит под окошком
Тёплая гармошка.
(батарея)
- Правильно, это батарея. Значит, задание находится где-то возле батареи.
(Возле батареи, на цветке лежит конверт, в котором напечатано задание и распечатаны слова на карточках для каждого ребёнка, пронумерованные).
Со словами поиграйте,
Их хлопками разделяйте.
- Ребята, что нужно сделать?
- Прохлопать слова.
- Правильно. Нужно определить количество слогов в слове (краски, кисть, альбом, вода, фломастеры, карандаши).
(Дети читают слова, прохлопывают их и определяют количество слогов в слове).
- Как вы думаете, ребята, для чего нужны все эти предметы?
- Для рисования.
- Правильно, а какое слово было последним?
- Карандаши.
-Вот вам и новая головоломка. Как вы думаете, где находится следующее задание?
- На столе с карандашами.
- Правильно.
(подходят к столу, на котором лежат простые карандаши и рядом с ними стопки картинок)
- Ребята, перед каждым из вас лежит карандаш и набор картинок. С карандашами мы поиграем, а картинки вы будете по очереди переворачивать и называть. Ваша задача заключается в том, чтобы назвать эти картинки одним словом, то есть подобрать обобщающее слово.
- Возьмите карандаши в руки между ладонями и разогрейте свои ладошки:
Тили-тали, тили-тали,
Карандашик мы катали.
Карандашик мы катали,
И картинки называли.
(Каждый ребёнок по очереди переворачивает свои картинки и называет то, что на них изображено, а затем подбирает обобщающее слово к ним, например «посуда»).
- Ребята, скажите, какие обобщающие слова у нас получились? (называют)
- Следующая головоломка заключается в том, чтобы, используя одно из обобщающих слов определить, где находится следующее задание.
(Дети перечисляют все обобщающие слова и приходят к выводу, что следующее задание находится на столе, где стоит корзина с фруктами, а значит, ключевым словом будет слово «фрукты»).
- Посмотрите внимательно и назовите, какие фрукты лежат в вазе. Все ли среди них фрукты?
- Нет, огурец – это овощ.
- Правильно. Сейчас вам, ребята, предстоит решить следующую головоломку. Нужно будет расшифровать слова. Как вы это будете делать? Посмотрите внимательно на свои карточки. (варианты ответов детей).
- Ребята, чтобы разгадать эту головоломку, вам необходимо переставить цифры в порядке возрастания, а потом перепечатать буквы под этими цифрами и вы получите слова, в одном из которых будет опять подсказка о следующем задании. Будьте внимательны. Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили задание, в конце подбираете картинку к своему слову.
(После выполнения задания, дети читают слова и подбирают картинки, на которых нарисованы предметы, обозначающие эти слова).
- Какое слово, по вашему мнению, может быть подсказкой к следующему заданию?
- Книга.
- Правильно.
- Как вы догадались?
- Потому что на следующем столе лежит книга.
- Молодцы, вы абсолютно правы. А что это за книга?
- Книга со сказками.
- А вы любите сказки?
- Да.
- Почему вы их любите? А много ли сказок вы знаете? Сейчас проверим! Я загадаю вам загадки, а вы будете называть сказку. Слушайте внимательно. Отгадки постепенно появляются на большом экране.
1. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка».)
2. Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ наш пойдёт,
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
И кончится дело всё тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
3. У девочки беда случилась-
Заболела бабушка.
Она в дорогу собралась,
Но с волком повстречалась. («Красная Шапочка»).
4. Карабас Барабас,
Убегает от нас.
У него что за причина?-
Гонится за Буратино. («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
5. Поросята в лесу жили,
Дружно жили, не тужили.
Как их звали, ты скажи,
Именами назови! («Три поросёнка»).
- А теперь задание такое: я буду называть сказочных героев, а вы вспомните в каких сказках они действуют.
1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка»).
2. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька. («Золушка»).
3. Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз. («Морозко»).
4. Старая, нос крючком, волосы торчком, летает в ступе, всем пакости делает. («Баба-Яга»).
- А в каких сказках присутствует эта героиня?
- «Гуси-лебеди», «Про домовёнка Кузю», «Морозко».
- А мы с вами, ребята, знаем про неё интересное стихотворение и можем рассказать, правда?
Физкультминутка (с муз. сопровождением)
Избушка в сказочной глуши
(Дети поднимают руки вверх и
соединяют их над головой в виде крыши)
Стоит на курьих ножках.
(Встают на одну ногу)
Из сказок знают малыши,
(Соединяют ладошки на уровне груди
и раскрывают их в виде книжки)
Живёт в ней Бабка Ёжка.
(Хлопают в ладоши)
Наверно очень скучно ей
(Руки на поясе. Выполняют наклоны
вправо и влево)
Одной в своей избушке.
(Поднимают руки и соединяют
их над головой в виде крыши)
Сидит на печке ждёт гостей
(Приседают, встают и смотрят вдаль
из-под руки)
И в чай макает сушки.
(Выполняют упражнение «пальчики
здороваются»)
Как в сказку хочется попасть
(Встают на носочки,
поднимают руки вверх)
И в гости к Бабке Ёжке.
(Встают на одну ногу)
На ступе вволю полетать,
(Машут руками, как крылышками)
Увидеть курьи ножки.
(Выставляют поочерёдно то
правую, то левую ногу, руки на поясе).
- Ну вот, немного поиграли и отдохнули. Ребята, помните, в начале мы с вами наполнили рюкзак школьными принадлежностями, но один предмет мы всё таки не положили туда? Сейчас вам предстоит выполнить последнее задание и разгадать задуманный предмет. Посмотрите, на этом столике лежат буквы, но они перепутаны местами. Как вы думаете, что вы сейчас должны сделать?
- Составить буквы по порядку.
- Правильно, и тогда у вас получится загаданное слово.
(Выкладывают слово, получается «букварь».Если дети затрудняются, то можно помогать им наводящими вопросами: «Без чего нельзя научиться читать? При помощи какой книги дети знакомятся с буквами)
- Молодцы, и с этим заданием справились. Как вы думаете, можно ли обойтись без букваря в школе? (Ответы детей)
- А вот и наш букварь. Куда мы с вами можем его положить?
- В рюкзак.
- Правильно, туда, где уже лежат школьные принадлежности. А теперь я предлагаю вам подвести итоги нашей деятельности.
(Дети садятся за стол вместе с логопедом. Для дальнейшего диалога используются элементы игр, которые присутствовали в процессе совместной деятельности).
- Полина, чем мы сегодня занимались на занятии? Давайте вместе вспомним и т. д.
Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не боялись никаких трудностей и всегда помогали друг другу, как сегодня. А теперь вы можете сделать друг другу приятное и поблагодарить за сегодняшнее занятие сами себя.
Это – ты, а это – я!
(Кладут руку сначала соседу на плечо, затем
указывают на себя).
Ты хороший у меня.
(Гладят друг друга по плечам)
Мой подарок дорогой,
(Обнимают друг друга).
И не нужен мне другой.
(Делают отрицательное движение пальцем).
- Спасибо вам за совместную игру. Теперь вы можете идти в группу и все вместе рассмотреть букварь.