Елена Корчагина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы с ОНР «Златоуст-колыбель искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95»
КОНКУРС «Лучшее методическое сопровождение курса «Я - Златоустовец»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
для детей подготовительной группы с ОНР
Тема: «Златоуст- колыбель искусств»
Разработала воспитатель:
Корчагина Елена Владимировна
г. Златоуст- 2021
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы с ОНР „Златоуст-колыбель искусств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Актуальность: принимая участие по созданию проекта по курсу «Я-Златоустовец», девочка из подготовительной группы выбрала вместе с мамой тему «Наличники Златоуста», очень активно готовились: создавали целый альбом эскизов, сама девочка побывала в роли дизайнера- художника, делилась идеями и впечатлениями от конкурса, и все дети в её группе заинтересовались тем, что же такое «наличники». Побеседовав с детьми на эту тему, я пришла к выводу, что на сегодняшний день наши маленькие златоустовцы очень мало знают о жизни и быте своих предков, их увлечениях, традициях. Изучение родного края делает человека автоматически причастным к жизни своего города, позволяет узнать свои корни, пробуждает желание беречь и охранять памятники города…
Всем известно, что старые дома постепенно ветшают, и уходят в небытие истории и культуры нашего города. Многие люди даже не видят вокруг эту красоту, и естественно, не делятся с этим со своими детьми, поэтому мы должны сохранить знания о жизни и быте наших предков, чтобы передать подрастающему поколению. Так и появилась идея написания конспекта «Златоуст- колыбель искусств» по курсу «Я- Златоустовец».
Данный конспект позволяет расширить, закрепить и уточнить знания воспитанников о златоустовских умельцах, которые так искусно, индивидуально и эстетично украшали наш город.
Написание конспекта было составлено по канонам Основной общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад № 95», разработанной на основе комплексной «От рождения до школы. Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель: выполнить аппликацию- наличники на окна Дворца Культуры Златоуста.
Программное содержание:
1. Образовательные:
- обогащать словарь детей новыми словами «искусство», «наличники», «резчик по дереву», «резьба по дереву»;
- расширять знания детей о профессии Златоуста- «резчик по дереву», столяр, плотник, а также, инструменты для работы с деревом, уважать их труд;
- вызывать у детей любовь и чувство патриотизма к своей малой родине, чувство восхищения красотой русских изб, имеющих наличники на окнах нашего города.
2. Развивающие :
- развивать художественно-творческие способности;
- развивать мелкую моторику и чувство композиции;
- формировать понятие «Златоуст- колыбель искусств»;
- развивать интерес и любознательность детей.
Педагогические средства и оборудование, необходимое для данного занятия: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, фонограмма «В лесу», «Поездка на златоустовском трамвае».
Демонстрационный материал: макет избы и окна с наличниками и без, игровой набор столяра и плотника.
Раздаточный материал по количеству детей-20 :
фон аппликации – готовая фотография окна ДК «Радуга» А4 формата, квадрат из цветной бумаги размером 10*10 см, шаблон из картона жёлтого цвета- «Крылатый конь» размером 7*7 см, простой карандаш, ластик, ножницы, клей- карандаш, салфетка.
Словарная работа: «наличники», «резьба по дереву», «столяр», «плотник», «резчик по дереву».
Самостоятельная деятельность детей :
- рассматривание фотографий домов улиц города Златоуста и эскизов наличников;
- пальчиковая игра «В нашем городе»;
- дидактическая игра на соответствие из серии «Учись, играя»- «Профессии»;
- настольная игра - ходилка «В городе»;
- сюжетно- ролевые игры: «В гостях у бабушки», «В мастерской у плотника».
Предварительная работа к НОД:
- разработка конспекта;
- разработка презентации (ИКТ);
- беседа: «изба, быт», «профессии родителей», «Дворцы Культуры в городе»;
- подготовка наглядного материала деревянных домов с наличниками и фотографии Дворцов Культуры Златоуста;
- подбор дидактических игр: «Сложи узор» Б. П. Никитина, «Найди отличие: Златоустовские орнаменты», «Геометрическое домино», «Танграм»;
- чтение художественной литературы Е. Пермяка «Для чего руки нужны?», «Кем быть?» И. Карпова, «Кем быть?» В. Маяковский, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Откуда стол пришел?», «Почта» С. Маршак, «Кто построил новый дом» С. Баруздин, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова; пословицы и поговорки о труде;
- создание в группе музейного центра «Мастерская Златоуста».
Предварительная работа с детьми:
- беседа с детьми о профессиях города Златоуста, о профессиях родителей;
- рассматривание фотографий деревянных домов с наличниками и фотографии Дворцов Культуры Златоуста;
- проведение дидактических игр: «Сложи узор» Б. П. Никитина, «Найди отличие: Златоустовские орнаменты», «Геометрическое домино», «Танграм», и сюжетно-ролевых игр «Экскурсовод», «В Мастерской»;
- рассматривание детского набора инструментов столяра и плотника.
Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в формулировке ответа на поставленный вопрос, помощь в продуктивной части занятия.
Коррекционная работа: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Взаимодействие с семьями воспитанников до проведения НОД:
- заполнить анкету родителям воспитанников «Искусство в нашей семье : Умельцы Златоуста»;
- предложить родителям провести тематическую прогулку с детьми по улицам города, рассмотреть резные украшения на окнах, полюбоваться их красотой, сфотографироваться на фоне наличников;
- помощь в оформлении сюрпризного момента (предоставление фотографий «Родные узоры»)- для угадывания на занятии детьми их домов, дачных сооружений, где встречаются наличники
Планируемый результат:
- воспитан интерес к достопримечательностям и архитектуре города Златоуста;
- сформировано у детей понятие «наличники», «искусство», «резьба по дереву»;
- дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в создании собственных эскизов наличников. Происходит расширение возможностей детей в самостоятельной деятельности.
Подробный конспект НОД :
Части
Занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Слайды
Вводная часть - Здравствуйте, ребята!
Давайте начнём наше занятие с игры «Привет, сосед!».
Повернитесь друг к другу и с улыбкой скажите: «Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!» Я вижу, что настроение отличное, тогда я вас приглашаю в путешествие в волшебный город под названием «Златоуст- колыбель искусств», вы готовы? Тогда, закрывайте глаза, а я произнесу заклинание:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем. - Здравствуйте.
играют в игру «Привет, сосед!».
- готовы!
закрывают глаза.
Слайд 1
Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.
Основная часть - В волшебном городе Златоусте существует очень много видов искусств, скажите пожалуйста, что такое Искусство и назовите, какие вы знаете виды искусств в нашем городе?
- молодцы, город Златоуст очень богат мастерами и умельцами, которые передают свои знания и умения из поколения в поколение, сохраняя традиции семьи и гордость города. Поэтому, говорят про наш город: Златоуст- колыбель искусств. В каждом районе Златоуста есть свой Дворец Культуры, в котором с малых лет у людей появляется интерес к искусству. Назовите пожалуйста эти «Колыбели искусств» -Дворцы Культуры
Златоуста.
- правильно, молодцы!
- посмотрите на слайд, и там
вас ждёт игра «Колыбели искусств Златоуста». Нужно Искусство-это всё, что создал человек своими руками, и это радует окружающих:
театр, музыка, кино, рисование, гравюра на стали
- ДК «Металлург», ДК «Победа», ДК «Булат», ДК «Железно-дорожник».
Вокзал-ДК «Железно-дорожник»,
Метзавод-
ДК
Слайд 2
Найти район, в котором стоит это здание и назвать его
- молодцы!
- теперь посмотрите на фасад этих зданий, что вы можете сказать о внешнем виде этих зданий?
- Ребята, вы не назвали ДК «Радуга», который расположен в районе 7 жилищного участка. Кто-нибудь там был?
- Что вы о нём можете сказать? Такое радужное название, а фасад дома совсем не радует.
- если бы вы были художниками, чтобы вы
исправили или как бы вы украсили это здание, ведь сюда ходят дети, проводятся
мероприятия, праздники, давайте с вами пофантазируем.
- молодцы, но вы ничего не сказали про окна. «Металлург»,
Машзавод- ДК «Победы»,
Старый город- «ДК Булат».
- светлые, каменные, многоэтажные, богатые, красивые.
- мы такой не знаем, не видели, там не были.
- темный, деревянный, одноэтажный, не красивый.
- клумбы
поставить, покрасить,
фонтан поставить, лестницы поменять, перила.
- украсить наличниками
Слайд 3
- да, вы правы, давным- давно в нашем Златоусте все деревянные дома были украшены этим замечательным украшением.
Наличники- это декоративное обрамление деревянного оконного проёма, а изготавливают их деревянных дел мастера- плотник, столяр, резчик по дереву, он же- художник по дереву, а вид искусства- «резьба по дереву».
Предлагаю поиграть в игру «Чей инструмент?», все смотрим на слайд.
- молодцы! К сожалению, домов деревянных становится всё меньше и меньше, наличники заменяются евроокнами, поэтому, это редкость, если вы увидите где- то эти дома.
Вот посмотрите ещё раз на ДК «Радуга», давайте мы с вами превратимся в Златоустовских умельцев, и украсим окна наличниками, вы готовы?
- тогда возвращаемся обратно в сад:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем.
- время отдохнуть! Физкультминутка «Плотник» :
Летят опилки белые
Летят из- под пилы
(дети пилят ладонью-пилой)
Это плотник делает
Рамы и полы
(рисуют руками квадрат)
Топором, рубанком
Выстругивает планки
(рубят кулаком «топором» и
кулаком- «рубанком»)
Сделал подоконники без сучка-задоринки
(стряхивает «опилки» с рук и одежды).
- у меня в руках фотографии тех самых окон ДК «Радуга»,
но инструментов нет, чтобы
повторяют названия профессий
выбирают инструмент и соотносят с видом профессии
- готовы!
закрывают глаза
участвуют в физкультминутке.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Продуктивная часть создать узоры, как мы тогда сможем украсить?
- Какие вы молодцы! Настоящие мастера! Тогда предлагаю поиграть в игру «Родные узоры», и ответить мне, почему они родные.
- молодцы!
- Но перед тем, как начать работу, обратите внимание: узоры на наличниках одинаковые и симметричны с правой и левой стороны.
Для этого, мы с вами вспомним технику складывания и вырезания
снежинок. И таким образом у нас получатся симметричные одинаковые резные узоры. (Выносится макет готовых наличников).
Воспитатель напоминает
пословицу: «Поспешишь- людей насмешишь», «Семь раз отмерь- один отрежь».
Воспитатель даё т инструкции:
1- 1. сначала берём белый квадратный лист бумаги; - нарисовать, слепить, наклеить.
- Родные, потому что это окна нашего дома, дачи, бабушки, соседки.
рассматривают образец аппликации.
повторяют поговорку.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
2- 2. сгибаем его пополам, потом ещё пополам и ещё раз;
3- 3. каждый раз линия симметрии проходит через один и тот же угол треугольника;
4- 4. заготовку обрезаем так, чтобы получился острый треугольник с равными сторонами. Для этого подравниваем его основание;
3. 5. теперь наносим орнамент (узор) простым карандашом;
4. 6. вырезаем по линии узора;
5. 7. разворачиваем «снежинку» и разрезаем на 4 части. Тем самым получаем «кружево»;
6. 8. берем фон из готовой фотографии ДК «Радуга» и на него приклеиваем клеем-карандашом со всех сторон «кружево»;
7. 9. на раму, в верхней части
или слева или справа-наклеиваем герб города «Крылатый конь». Наша аппликация готова!
выполняют аппликацию.
Заключительная часть - вы сегодня выступили в роли златоустовских мастеров, украшали окно ДК
«Радуга». Вам понравилось?
- Сравните, какое было окно и какое стало?
- Вы теперь поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая работа. Вы, как мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Вы большие молодцы. Воспитатель задаё т вопросы:
- в какие игры мы сегодня
играли?
- что такое искусство и его виды?
- кто такие плотники, столяры и резчики по дереву?
Сейчас вы можете взять свои эскизы, отнести в «Мастерскую» и поиграть с плотницкими инструментами.
-да!
- было белое, скучное, а стало кружевное, красивое, сказочное.
«Привет, сосед!»,
«Колыбели искусств»,
«Чей инструмент?»,
Физкультминутка «Плотник», «Родные узоры».
Происходит анализ, самооценка детьми собственной и коллективной деятельности на занятии.
Литература
1. Я- Златоустовец. Дошкольное образование: методическое пособие для воспитателей. -Златоуст, 2013.-76с.
2. Я- Златоустовец. Дошкольное образование: сборник дидактических и методических материалов. -Златоуст, 2013.-70с.
3. Я- Златоустовец. Программа курса для детей дошкольного возраста. - 2013.-30с.
4. Наш Дом- Южный Урал: программно- методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. - Челябинск, Абрис, 2014-255с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка-синтез, 2014.-368с.
6. Л. Данилова «Окно с затейливой резьбой». М. Просвещение, 1986.
7. Г. Н. Чагин. Народы и культура Урала в 19-20 вв. Екатеринбург, Сократ, 2002.