Ольга Кашмина
Проект по волонтерскому движению «Лучики добра» от 6 до 18 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛУЧИКИ ДОБРА»
(волонтерское движение «Дети – детям»)
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 – 18 лет
Оглавление
Введение…. …. 4
1. Актуальность работы….….…4
2. Объект и предмет работы….…. 5
3. Цель, задачи работы …. …. 5
4. Описание проекта :…. 6
- содержание деятельности
- основные направления
Публикация «Проект по волонтерскому движению „Лучики добра“ от 6 до 18 лет» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- основа работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
5. Программа реализации…. 9
6. Инновационный потенциал проекта. ….10
7. Ожидаемые результаты…. ….….11
І. Теоретическая часть…. 11
1. Научно-методическое обеспечение проекта….…. 11
2. Анализ научно-методической литературы по духовно-нравственному воспитанию…. …12
ІІ. Практическая часть….…. 15
III. Заключение…. …. ….….…28
Введение
«Руководить духовно-нравственным воспитанием –
это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни,
который выражается в том, что каждый воспитанник
о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится,
кому-то отдаёт своё сердце».
/В. Сухомлинский/
Современная Россия переживает один из сложных исторических периодов. В настоящее время самым серьёзным бедствием для нашего общества является то, что, к сожалению, материальные ценности превалируют над духовными, что приводит к отсутствию четких ориентиров в жизни у молодежи, частичной или полной деградации личности. У молодых людей искажается представление о добросердечии, человечности, отзывчивости, гражданской позиции и патриотизме. За счет снижения истинных духовных и национальных ценностей, характерных для российского менталитета, большие масштабы приобрела ориентация юношества на западную культуру. В таких условиях нация может оказаться на пути демографической дегенерации.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
1. Актуальность работы
О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В нём также указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность.
За долгие годы существования нашей школы накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся толерантных чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоциональную, познавательную насыщенность духовно-нравственного воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия, чтобы вызвать чувства эмпатии, милосердия, терпимости, любви к ближнему. При этом очень важно, чтобы нравственные и духовные взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни. Духовно-нравственное воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся.
2. Объект и предмет работы
Объект работы – организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания.
Предмет работы – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование морально-этической, нравственной компетенции и активной социальной позиции учащихся.
3. Цель, задачи работы
развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся школы, способной на основе формирования духовно-нравственных ориентиров и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, учащихся, родителей.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
• формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры;
• формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребёнка, как гражданина России;
• формирование у обучающихся гуманистического отношения к окружающему миру;
• формирование в каждом ребёнке общечеловеческих ценностей, добродетелей : любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;
• развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, т. е. того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями;
• формирование в каждом ребёнке способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему;
• воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного в любой момент встать на защиту государственных интересов.
Описание проекта
Содержание деятельности:
При организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся руководствуемся принципами:
• воспитания на традициях, сохранении исторической памяти;
• взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников;
• непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов);
• социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся);
• ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции.
Эффективным нравственное воспитание становится в том случае, если оно тесно связано с личным участием школьника в делах, результаты которых он видит. Мы считаем, что социальная работа с обучающимися должна строиться на стимулировании активности самих подростков в ходе создания соответствующих условий для самостоятельного решения определенных задач и проблем. Если воспитанник чувствует в себе бескорыстное желание помогать, то сформировать в нем социальную солидарность, гражданственность и другие базовые национальные ценности будет не такой уж непосильной задачей. Следовательно, волонтёрскую деятельность можно рассматривать как мощное средство, способствующее социализации обучающихся и обладающее безграничным воспитательным потенциалом.
Поэтому на базе нашей школы в мае 2021года был создан волонтерский отряд «Лучики добра». Актив отряда составляют обучающиеся 8-9 классов. Свою деятельность волонтёры из старших классов под руководством педагогов – наставников строят на оказании посильной помощи детям – инвалидам, обучающимся в классах для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Основой работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся считаем:
• укоренение духовно-нравственных ценностей;
• обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание у обучающихся собственного отношения к жизни;
• воспитание уважения к нормам христианской морали;
• сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к духовным и нравственным ценностям православной культуры;
• формирование толерантности сознания, чувства милосердия и сострадания к ближнему.
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых нужно дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое!» Мы взяли за девиз в нашей работе слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Ведь нравственность – это духовные и душевные качества человека, основанные обычно на чести, доброте и справедливости, которые проявляются во всё м: и в отношении к людям, и к животным, и к самой природе.
2. Программа реализации проекта :
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
- учащиеся классов ТМНР (тяжёлые и множественные нарушения развития).
- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) старшего звена, педагоги, администрация учреждения МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сроки реализации: май 2021г. - май 2022г.
Направления работы:
- социальное направление – именно с этого направления началась деятельность нашего отряда «Лучики добра». Совместная деятельность нравится, как волонтерам, так и учащимся, обучающимся в классах ТМНР;
- трудовое направление – наши волонтёры шьют для обучающихся классов ТМНР фартучки, нарукавники, различные дидактические пособия, чинят мебель, делают игрушки из дерева и гипса;
- спортивное направление – одно из наиболее любимых направлений наших волонтеров. «Веселые старты», семейные эстафеты «Мама, папа, я – спортивная семья», и многие другие спортивные мероприятия проводят наши волонтеры под девизом «Спорт – это здоровье»;
- патриотическое направление - возрождение патриотического волонтёрского движения как духовно-нравственного ориентира, направленного на воспитание патриотических чувств у каждого обучающегося. Воспитать в ребенке уважение к истории своей Родины, своего народа, своей семьи помогают мероприятия патриотической направленности, в которых наши волонтеры принимают активное участие: «Георгиевская ленточка», «День Российского флага», праздники «День Победы», «День защитника Отечества»;
- творческое направление – в творчестве ребенок раскрывает свои скрытые таланты. Петь, танцевать, творить – все это волонтеры делают с огромным удовольствием и желанием показать себя, порадовать детей - инвалидов. Большое количество концертов, театрализованных мероприятий состоялись в нашей школе благодаря команде волонтеров. «Первый звонок», «День учителя», «День матери», «Новогодний праздник» это далеко неполный список тех праздников, которые старшеклассники организовали для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития;
- духовно-образовательное направление – и волонтёрам, и детям классов ТМНР очень нравятся встречи с батюшкой. Отец Олег в доступной форме знакомит обучающихся с православными праздниками, историей России, традициями нашей Родины.
- экологическое направление - экологическое воспитание обучающихся непосредственно связано с нравственным. Волонтеры принимают активное участие в субботниках «Чистая школа, чистый двор». Совместно с учащимися классов ТМНР проводят акцию «Кормушка для птиц», проводят беседы «Береги природу», в этом году волонтерский отряд примет участие в озеленении территории школы - интерната.
Инновационный потенциал проекта
Значимость данного проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер.
Полученные результаты находят применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования волонтёрской деятельности в школе; для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития; интенсивного личностного развития всех учащихся.
Апробация и внедрение проекта «Лучики добра» осуществляется на базе МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят - участников проекта в различных делах, мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, акциях.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации Проекта по духовно-нравственному воспитанию «Лучики добра», у обучающихся должны быть развиты следующие качества личности:
• активная гражданская позиция;
• способность к саморазвитию;
• духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию;
• чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.
А также сформирован:
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции.
І. Теоретическая часть
1. Научно-методическое обеспечение проекта
В своей работе мы используем комплекс методик по организации и проведению различных мероприятий духовно-нравственной направленности, а также всё многообразие педагогических форм и методов работы. Приносят свои плоды активное использование технологии коллективно-творческого дела, технологии сотрудничества, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, эффективные формы организации социально-значимой деятельности.
2. Анализ научно-методической литературы по духовно-нравственному воспитанию
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодёжи, т. к. они являются важнейшими, основными характеристиками личности.
Понятие «духовность» является сложным и многогранным. Исторически сложились два принципиально различных взгляда на ее воспитание: религиозный и научный. Религиозное видит духовность в Божественном, связывая ее с онтологическим, сакральным началом. Наука ищет ее в человеке, его взаимоотношениях в структуре социума. На двойственность слова «духовный» указывал в свое время В. Даль: «…все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
В смысловом содержании понятие «духовность», сохраняя принципиальное различие в религиозном и научном понимании, содержит в то же время общее, а именно: духовность оценивается как высшее проявление человеческой сущности; духовность носит аксиологический характер и связана с поиском основных ценностных ориентиров в жизни; духовность органически связана с нравственностью; духовность - деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте самосовершенствования.
В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность. В качестве синонима нравственности нередко употребляется слово «мораль» (от латинского moralis - нравственный).
В «Советском энциклопедическом словаре» мораль рассматривается как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм…».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчёркнуто, что школа есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодёжи к этическим принципам, актуальным для всех времён и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания. Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых немаловажное значение имеют: терпимость, справедливость, чуткость, трудолюбие, скромность, великодушие.
С позиции А. М. Столяренко, нравственное воспитание позиционируется как целенаправленный процесс формирования у личности морального сознания, развития нравственных чувств, ценностей, а также выработки нравственного поведения, которое в целом и отражает уровень нравственного воспитания личности.
Таким образом, духовно-нравственное становление личности в педагогической литературе рассматривается как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и собственная мыслительная, эмоциональная и волевая активность личности. В процессе формирования духовно-нравственных качеств личности исследователи указывают на взаимообусловленность процессов духовного и нравственного развития, т. е. на целостность процесса.
Итак, мы выяснили, что духовно-нравственное воспитание рассматривается как сложное и многоаспектное явление, направленное на решение проблем, связанных со становлением личности и ориентацией на формирование духовно-нравственных чувств.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Выводом из вышесказанного будет следующее заключение: современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
ІІ. Практическая часть
1. Формы представления материала
- чтение сказок, литературных произведений из серии духовно-нравственного воспитания, сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, праздник Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об
уважении старших).
IV. Заключение
Формирование духовно-нравственных качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Духовно-нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростков в специфическую социально направленную деятельность. Организованная в нашей школе волонтёрская деятельность «Дети - детям» в проекте «Лучики добра» и является таковой.
1. Одной из реализованных задач проекта является развитие нравственных чувств и убеждений, качественным показателем развитости которых становится умение школьников с ограниченными возможностями здоровья определять различные эмоциональные состояния окружающих.
2. Разработанные нами мероприятия способствуют нравственному воспитанию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе приобщения их к самостоятельной социально-нравственной деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие и воспитывающие у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения.
3. Этот проект показывает, что приобщение школьников с ограниченными возможностями здоровья к волонтёрской работе с детьми – инвалидами (ТМНР, которые ещё более чем они сами (обучающиеся с ОВЗ, нуждаются во всесторонней заботе и помощи, пробуждает и воспитывает лучшие человеческие чувства и качества первых, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Благодаря деятельности отряда, наши старшеклассники прониклись чувствами дружелюбия, эмпатии, милосердия к детям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. В них зародилось желание общаться с такими детьми и помогать им по мере своих возможностей.
Этот проект в нашей школе заложил фундамент для построения практически направленной воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию. Нам, педагогам, положившим начало этому движению год назад, было очень приятно уже сейчас слышать о новых планах, идеях, интересных мероприятиях, которые старшеклассники собираются воплотить в жизнь в следующем учебном году. Становится совершенно ясно, что волонтёрство в МБОУ «Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» укоренилось, не остановится на достигнутых результатах, будет расти и крепнуть. В перспективе у нас совместные походы в кино, музеи, выставки, увлекательные интерактивные игры и многие другие дела. Волонтерская деятельность помогла нашим подросткам понять главное – делать добро людям не только полезно, но и приятно. Опыт, полученный в отряде «Лучики добра», стал для ребят семенем, которое легло на благодатную почву юной души. В будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого будут только добрые дела и поступки.