Светлана Чайко
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 45»
(Вариант 5.1)
683023, г. Петропавловск – Камчатский, ул. Якорная, 11, тел. 8 (415)225-67-00
РАССМОТРЕНА
На заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол №1
От «» ___ 20 г.
Руководитель методического объединения: ___//
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УВР
___//
От «__» ___20 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ «Средняя школа №45»
___ //
От «___»___20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Публикация «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ для 1 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»
для обучающейся 1 «» КЛАССА
Ф. И.
(ВАРИАНТ 5.1)
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программу составила: Светлана Анатольевна Чайко,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
г. Петропавловск-Камчатский
2022 год
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Содержание коррекционно-педагогической работы…. 5
Планируемые результаты освоения коррекционно-педагогической работы…. 6
Тематическое планирование…. 8
Содержание рабочей программы…. 9
Календарно-тематическое планирование… 11
Приложение
Приложение 1
Описание диагностических методик …. 15
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1).
Вариант 5.1 предназначается для обучающейся с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития с нарушениями всех компонентов языка.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У обучающейся, Ф. И., поступившей в МАОУ «Средняя школа № 45» 1 сентября 2022 г. с заключением ТПМПК: «Общее недоразвитие речи (III уровня речевого развития).Предрасположенность к смешанной дисграфии, дислексии». (ВАРИАНТ 5.1).
У девочки отмечается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения звукопроизносительной и звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и на уровне слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У ребенка наблюдаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающаяся склонна использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающейся системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Девочка плохо справляется с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи у нее проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, она затрудняется в подборе редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может отразиться на качестве овладения программой по русскому языку.
При углубленном логопедическом обследовании у обучающейся наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.
Лексико-грамматические средства языка у ученицы носит устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Выявлено своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Наряду с расстройствами устной речи отмечается несформированность отдельных базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Содержание работы
Коррекционно-развивающая работа проводится в два этапа.
Первый этап – подготовительный (11 часов).
Второй этап - коррекционная работа на фонематическом уровне (71 час).
Общее количество занятий – 82.
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию понятия «речь» (устная и письменная). Затем проводится работа над понятием «предложение», анализом предложений и составлением схем. Важнейшей задачей первого этапа является знакомство с понятием «слово» (слово-предмет, слово-действие и слово-признак). Уточняется представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах. Проводится классификация и обобщение предметов по групповому признаку. Уточняется и расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. Происходит знакомство обучающихся с анатомическим строением артикуляционного аппарата, а также со способами образования речевых звуков. Дифференциация речевых и неречевых звуков; понятий «гласный звук» и «согласный звук», их отличительные особенности.
На втором этапе развивается, уточняется и активизируется словарный запас по лексическим темам. Совершенствуется способность обучающихся наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, действий. У них формируется способность понимать и объяснять смысл устойчивых выражений (фразеологизмов, определять предметы или явления с помощью иносказательных описаний (загадок, закрепления чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорок, скороговорок, поговорок, пословиц).
Формируется умение составления предложений с заданным словом, восстановление правильного порядка слов в деформированном предложении, образование новых слов разными способами словообразования, умение образовывать сложные слова, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.
Совершенствуется фонематическое восприятие (умение на слух различать звуки, сходные по способу и месту образования, по глухости/звонкости, твердости/мягкости изолированно). Формируется слоговой анализ и синтез. Развивается фонемный синтез и анализ.
Планируемые результаты освоения коррекционно-педагогической работы «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности школьника, овладение им универсальных учебных действий (УУД) : личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• формирование уважительного отношения к иному мнению;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
• умение слушать и вступать в диалог;
• умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
• самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
• формирование умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и самостоятельно находить средства достижения цели;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
• формирование речевой активности;
• совершенствование экспрессивной и импрессивной речи и её интонационной
выразительности;
• расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
• коррегирование грамматического строя речи;
• умение планировать речевое высказывание;
• развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
• совершенствование средств общения (просодику, мимику и др.);
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• умение осознавать и воспроизводить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Тематическое планирование
№ раздела/темы Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Коррекционные занятия Проверочные занятия
1. Этап 1. Подготовительный 11 9 2
2. Раздел 1. Речь. Предложение. Слово. Звуковой состав слова. 11 9 2
3. Тема 1. Понятие о речи 1 1 0
4. Тема 2. Понятие о предложении 1 1 0
5. Тема 3. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки 4 3 1
6. Тема 4. Звуки речи 5 4 1
7. Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне.
71
61
11
8. Раздел 2. Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. 13 11 2
9. Тема 1. Гласные звуки и буквы 9 8 1
10. Тема 2. Звуко-слоговой состав слова 4 3 1
11. Раздел 3. Согласные звуки и буквы 59 50 9
12. Тема 1. Дифференциация согласных по звонкости и глухости 20 18 2
13. Тема 2. Дифференциация по акустическому сходству 20 18 2
14. Тема 3. Дифференциация согласных твёрдых — мягких (1-й способ смягчения) 9 8 1
15. Тема 4. Дифференциация согласных твёрдых — мягких (2-й способ смягчения) 9 5 4
Итого 82 70 12
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Содержание рабочей программы
Этап 1. Подготовительный –9 часов
Раздел 1. Речь. Предложение. Слово. Звуковой состав слова. – 9 часов
Тема 1. Понятие о речи – 1 час
Значение речи. Устная и письменная речь.
Тема 2. Понятие о предложении – 1 час
Понятие о предложении и его признаках. Анализ предложений. Роль интонации. Границы предложения, составление схем.
Тема 3. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки – 3 часа
Словами, обозначающие предметы, действие-предмета и признак предмета. Представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах.
Тема 4. Звуки речи – 4 часов
Строение артикуляционного аппарата. Способы образования звуков. Речевые и неречевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне - 60 часов
Раздел 2. Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных – 11 часов
Тема 1. Гласные звуки и буквы – 8 часов
Звук [у], буква У. Звук [а], буква А. Звук [о], буква О. Звуки [о], [у]; буквы О, У. Звук [э] буква Э. Звук [ы] буква Ы. Звук [и], буква И. Звуки [ы] - [и], буквы И -Ы.
Тема 2. Звукослоговой состав слова – 3 часа
Понятие о слоге. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение.
Раздел 3. Согласные звуки и буквы – 50 час
Тема 1. Дифференциация согласных по звонкости и глухости – 18 час
Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П – Б – 3 часа.
Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т – Д – 3 часа.
Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К – Г – 3 часа.
Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С – З – 3 часа.
Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В – Ф – 3 часа.
Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш – Ж - 3 часа.
Тема 2. Дифференциация по акустическому сходству – 18 часов
Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. – 2 часа
Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш – С - 1 час
Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж – З – 1 час
Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч – Т – 2 часа
Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч – С – 1 час
Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ – Ч – 2 часа
Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ – С – 1 час
Дифференциация [с] – [ц]; буквы С – Ц – 2 часа
Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц – Ч – 1 час
Дифференциация [р] – [л]; буквы Р – Л – 3 часа
Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л – Й – 2 часа
Тема 3. Дифференциация согласных твёрдых — мягких (I-й способ смягчения) – 8 часов
Гласные второго ряда. Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
Тема 4. Дифференциация согласных твёрдых — мягких (II-й способ смягчения) - 5 часов
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак. Буква ъ.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с обучающейся 1 класса,
имеющей общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)
Всего 83 часа, количество часов в неделю – 3
№ урока
Тема занятия
Количество часов
Планируемые даты
Дата
фактического проведения
занятия
п/п в теме
Подготовительный период (11 часов)
1 1 Знакомство с кабинетом. Понятие о речи. 1
2 2 Понятие о предложении. Понятие о слове. 1
3 3 Слова, называющие предметы. 1
4 4 Слова, называющие действия. 1
5 5 Слова, называющие признаки. 1
6 6 Проверочная работа 1
7 7 Звуки речи. Речевой аппарат. 1
8 8 Гласные звуки. 1
9 9 Согласные звуки. 1
10 10 Дифференциация гласных и согласных звуков. 1
11 11 Проверочная работа 1
12 1 Звук [у], буква У. 1
13 2 Звук [а], буква А. 1
14 3 Звук [о], буква О. 1
15 4 Звуки [о], [у]; буквы О, У. 1
16 5 Звук [э] буква Э. 1
17 6 Звук [ы] буква Ы. 1
18 7 Звук [и], буква И. 1
19 8 Звук [ы] - [и], буквы И -Ы. 1
20 9 Проверочная работа 1
21 10 Звуковой анализ АМ, УМ. Понятие о слоге. 1
22 11 Звуковой анализ МА, МУ. Звуко-слоговой анализ и синтез слов. 1
23 12 Ударение. 1
24 13 Проверочная работа 1
25 14 Звуки [п] [п’], буква П 1
26 15 Звуки [б] [б’], буква Б 1
27 16 Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П - Б 1
28 17 Звуки [т] [т’], буква Т 1
29 18 Звуки [д] [д’], буква Д 1
30 19 Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д 1
31 20 Звуки [к] [к’], буква К 1
32 21 Звуки [г] [г’], буква Г 1
33 22 Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г 1
34 23 Проверочная работа 1
35 24 Звуки [c] [c’], буква С 1
36 25 Звуки [з] [з’], буква З 1
37 26 Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З 1
38 27 Звуки [ф] [ф’], буква Ф 1
39 28 Звуки [в] [в’], буква В 1
40 29 Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В - Ф 1
41 30 Звук [ш], буква Ш 1
42 31 Звуки [ж], буква Ж 1
43 32 Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш - Ж 1
44 33 Проверочная работа 1
45 34 Звуки [м] [м’], буква М 1
46 35 Звуки [н] [н’], буква Н 1
47 36 Дифференциация [м] [м’] – [н] [н’]; буквы М – Н. 1
48 37 Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш – С 1
49 38 Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж – З 1
50 39 Проверочная работа 1
51 40 Звук [ч’], буква Ч 1
52 41 Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т 1
53 42 Дифференциация [ч] – [с’]; буквы Ч - С 1
54 43 Звук [щ’], буква Щ 1
55 44 Дифференциация [щ] – [ч]; буквы Щ - Ч 1
56 45 Дифференциация [щ] – [с’]; буквы Щ - С 1
57 46 Звук [ц], буква Ц 1
58 47 Дифференциация [с] – [ц]; буквы С - Ц 1
59 48 Дифференциация [ц] – [ч]; буквы Ц - Ч 1
60 49 Звуки [р] [р’], буква Р 1
61 50 Звуки [л] [л’], буква Л 1
62 51 Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л 1
63 52 Звук [й’], буква Й 1
64 53 Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л - Й 1
65 54 Проверочная работа 1
66 55 Буква Я 1
67 56 Буква Ё 1
68 57 Буква Е 1
69 58 Буква Ю 1
70 59 Выделение гласных 2 ряда из слов. 1
71 60 Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда. 1
72 61 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. 1
73 62 Дифференциация твёрдых и мягких согласных. 1
74 63 Проверочная работа 1
75 64 Буква Ь. Анализ слов с Ь. 1
76 65 Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. 1
77 66 Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в середине слова. 1
78 67 Разделительный мягкий знак. 1
79 68 Буква Ъ. Анализ слов с Ъ. 1
80 69 Проверочная работа 1
81 70 Списывание с печатного текста. 1
82 71 Списывание с рукописного текста. 1
83 72 Письмо под диктовку. 1
Приложение 1
Описание диагностических методик
Обследование устной речи
Т. А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. Айрис Пресс. М., 2007
Краткое описание методики
Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка. Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности, проверка звукопроизношения делается как на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки. Методика применяется для решения задач: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля); построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты речевой системы: 1. фонематическое восприятие, 2. артикуляционная моторика, 3. звукопроизношение, 4. слоговая структура слова, 5. навыки языкового анализа, 6. грамматический строй речи, 7. словарь и словообразовательные процессы, 8. понимание логико-грамматических отношений, 9. связная речь.
Примечание:
1. Применение методики НЕ требует использования стимульного материала.
2. Большинство заданий НЕ предусматривает оказание помощи, т. к. методика направлена на определение актуального уровня речевого развития ребенка (кроме заданий при обследовании словообразовательных навыков, когда стимулирующая помощь нередко приводит к актуализации правильно образованного слова).
3. Начните с обследования устной речи отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели. Опыт использования методики показывает, что и высокая норма (отличники) не всегда демонстрируют результаты 100% успешности выполнения заданий. Учет данного факта позволит исключить ошибочность выводов (т. н. эффект «гипердиагностики»).
Форма проведения обследования:
Индивидуальное обследование.
Продолжительность обследования:
Общая продолжительность – 40-45 минут, из них время проведения обследования – 30 минут, время заполнения протокола в электронном виде – 10 минут. В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования. Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.
Оборудование:
1. Диктофон ( используется для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста).
2. Протокол обследования (создан в программе EXCEL, при заполнении протокола программа автоматически создает индивидуальный речевой профиль в виде диаграммы, в протоколе представлены образец заполнения и чистый бланк).
Обследование письма
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». М., 2008
Краткое описание методики
Методика обследования письма является стандартизированной. Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование осуществляется с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путем вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных ребенком. Аналогично оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов.
Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.
К дисграфическим ошибкам следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения: 1-Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (звонкие и глухие согласные, включая их мягкие пары, твердые и мягкие согласные, 2-Оптические ошибки, 3-Моторные ошибки, 4-Зрительно-моторные ошибки, 5-Зрительно-пространственные ошибки, 6-Ошибки звукового анализа и синтеза.
Примечание:
1. Специфика данной методики: одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды. Учащиеся выполняют их как в конце учебного года, так и в начале следующего года при переходе в следующий класс. Материал, используемый для обследования в конце 1 класса, дается еще раз в начале 2 класса; материал, используемый для обследования в конце 2 класса, дается детям еще раз в начале 3 класса и т. д. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающих к концу учебного года, у других – распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае – в начале нового учебного года. Полученные сведения позволяют проектировать индивидуальную программу коррекционной работы.
2. Дети, требующие посторонней помощи и не справившиеся с заданием в отведенное время, фиксируются.
3. Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.
4. Для обследования следует выбирать одно и то же время, например, первую половину дня.
Форма проведения обследования:
Обследование проводится фронтально, т. е. у всех учащихся в классе или в небольших (под) группах детей, зачисленных на логопедические занятия.
Продолжительность обследования:
Общая продолжительность – 60-80 минут (ориентировочно, из них время проведения обследования – 40-45 минут (или время ограничивается временными рамками, отводимых для данных видов письменных работ, время для проверки выполненных заданий – 5-10 минут (на каждого ребенка, время для анализа допущенных ошибок – 10-15 минут (на каждого ребенка).
Оборудование:
1. Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для учащихся 1-4 классов.
2. Тексты для учащихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал).
3. Тетради (если задания выполняются детьми, зачисленными на занятия, тетрадные листы (если задания выполняются всем классом).
Требования:
1. Перед выполнением письменных работ детям нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.
2. В разных классах или (под) группах детей диктант должен проводить один и тот же специалист (логопед или учитель).
3. Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.
4. Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.
5. Владение компьютером, умение работать в программе WORD, EXCEL.
Тексты для учителя-логопеда
1 класс
(конец обучения)
1. Диктант
Гроза.
Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.
2. Списывание с печатного текста
Ёжик.
Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ёжик. Он стал искать пищу.
3. Списывание с рукописного текста
Журавль.
Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.