Папки-передвижки

Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Анна Крутовская
Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями.

Публикация «Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» размещена в разделах

Именно эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Если вовремя не устранить, не скорректировать нарушения всех компонентов речи, то у детей возникнут трудности не только в общении с окружающими, но и затруднит обучение в школе, т. к. правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного развития ребенка в целом.

Передо мной, как воспитателем подготовительной к школе группы детей с ТНР, встала задача подобрать такие методы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для развития речи? Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов?

Для этого мы используем в своей работе логопедические сказки.

Актуальность данной темы состоит в том, что логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает представления детей, делает обучение интересным, способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия.

Цель – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования логопедических сказок.

Задачи:

1. Создавать благоприятные условия для речевой активности и творчества ребенка.

2. Развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной форме.

3. Корректировать и развивать психологическую базу речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

4. Осуществлять сотрудничество воспитателя с детьми на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса.

5. Создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

В своей педагогической деятельности мы используем разные виды логопедических сказок : артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи.

Мы составляем сказки по общеизвестным сюжетам, придумываем сами сюжет сказки, в совместном творчестве с ребёнком частично изменяем и дополняем сюжет по ходу сказки, разыгрываем сказки – спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Для постановки сказок мы используем различные виды театров: пальчиковый, настольный, магнитный, масок, театр рукавичек, куклы – БИБАБО; театр игрушки и др.

Декорациями служат ширмы, мини – макеты, дидактические пособия.

Подробнее остановимся на логопедических сказках с использованием развивающего панно В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

Опираясь на методические разработки таких авторов как А. Касьянова, М. Рогожникова и др., мною были разработаны конспекты логопедических сказок с использованием панно «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича, в которых в комплексе решаются речевые задачи (фонетические, лексико-грамматические, развитие связной речи, артикуляционные и др., а также они способствуют поддержанию интереса ребёнка к деятельности.

Так как мы в работе используем тематическое планирование, то и сказки составлены по определенным темам, например, «Дикие животные», «Дом», «Лето. Насекомые» и др. Такие сказки можно эффективно использовать в образовательной деятельности, в театрализованной деятельности, в подгрупповой, индивидуальной работе с детьми.

У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные упражнения на определенные группы звуков. Все это можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок. Дети выполняют упражнения, помогая героям сказок. В каждую сказку мы включаем фонетические, лексико-грамматические, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики.

Например, в логопедической сказке «Три поросенка» по теме «Дом» дети в ходе сказки, помогая героям, выполняют различные речевые задания : заканчивают предложения, образуют прилагательные от существительных, выполняют пальчиковую, дыхательную, психологическую гимнастику, определяют количество звуков в слове, подбирают прилагательные к существительному, учат чистоговорки.

Тексты логопедических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.

В процессе иллюстративного рассказывания с использованием панно дети внимательно слушают и наблюдают за развитием сюжета сказки с большим интересом. Дети с удовольствием принимают участие в таких сказках, помогают персонажам, берут на себя определенную роль.

Воспитанники нашей группы любят использовать панно в самостоятельной деятельности, обыгрывать знакомые им сказки, придумывать свои, для этого в доступности всегда находятся предметы, фигурки персонажей, изготовленные из фетра. Такая самостоятельная деятельность стимулирует развитие речи, творческих способностей, дети учатся взаимодействию в игре.

Использование логопедических сказок в коррекции речи у детей дошкольного возраста имеет достаточно высокие результаты. Нами был проведена диагностика речевого развития дошкольников.

Уровень развития речи детей в нашей группе с сентября 2020 года по февраль 2021 года значительно повысился.

Таким образом, возможности логопедической сказки уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, логопедических сказок. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Опубликовано: 8 марта 2021 в 11:44
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Крутовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД