наталья данилова
Логокуб «Речевой ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
h3] Методическое пособие «Логокуб «Речевой ветерок».[/h3]
Автор: Яковлева Наталья Егоровна учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №2 «Колокольчик» г. Верхнеуральска»
Аннотация
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства облегчающие процессы речевого развития.
Публикация «Логокуб „Речевой ветерок“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
В последнее время выпускается все больше наглядных пособий для занятий с дошкольниками. К сожалению, не все детские образовательные учреждения имеют возможность их приобрести. Поэтому нам логопедам, приходится самостоятельно изготавливать дидактические пособия, используя доступный материал и собственную фантазию.
Нами создано нетрадиционное логопедическое пособие по развитию речи
«Логокуб «Речевой ветерок». Данное пособие многофункционально и даёт детям заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.
Цель данного пособия: подготовка органов артикуляции к постановке звуков у детей с нарушениями речи.
Основные задачи:
• развитие артикуляционной моторики;
• развитие правильного речевого выдоха, его силы и направленности;
• создание положительного эмоционального настроя и интереса к занятиям.
Использование данного пособия позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и развитию речевого дыхания, что значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.
«Логокуб «Речевой ветерок» может быть использован как логопедами, так и воспитателями логопедических групп в работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения у детей.
Актуальность
Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее.
Попадая на дошкольные логопункты и в логопедические группы, дети с проблемами в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии.
На логопедическом пункте основой коррекционного процесса является индивидуальная форма работы, которая требует большого многообразия дидактических и игровых пособий. Это связано с тем, что многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно при формировании основ правильной речи – это речевое дыхание и подвижность органов артикуляции. В связи с этим, возникла необходимость создания данного пособия. Разнообразие игр пособия позволяет сделать так, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Описание пособия.
Данное пособие разработано исходя из опыта работы. «Логокуб» незаменим на любом занятии. И дети очень любят играть с ним.
«Логокуб «Речевой ветерок» представляет собой картонный куб, грани которого обклеены тканью «Флис». Все игры на гранях куба также изготовлены из ткани «Флис». Для оформления игр использованы бусины, зеркала, помпоны, мячики, футбольные ворота, картинки для артикуляционной гимнастики.
Логокуб можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми от 3 до 7лет.
На гранях куба расположены игры:
• на развитие артикуляционной моторики;
• на развитие речевого дыхания.
Достоинства пособия:
• Логокуб удобен в использовании;
• Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или несколько детей одновременно;
• Логокуб можно переставлять, переносить;
• Кубы дают возможность использовать в работе самые разные дидактические игры;
• Логокуб объёмный, можно использовать как место для хранения другого материала
Игры, используемые в работе с «Логокубом «Речевой ветерок».
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Для их тренировки существует специальный комплекс упражнений, который называется артикуляционной гимнастикой. Она является основой для подготовки органов артикуляции к постановке звуков. Поэтому в пособие мы включили игры на развитие артикуляционной моторики.
Цель игр: выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
Задачи:
• Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать развитию подъязычной связки (укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким, узким, в форме «чашечки»;
• Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции;
• Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться, развивать подвижность нижней челюсти;
1. Игра «Фокус»
На грани куба расположено плоскостное изображение шляпы фокусника с имитацией ушей зайца. На ушах находятся картинки с сигнальными рисунками к артикуляционным упражнениям: заборчик, качели, грибок, чашечка, лошадка и т. д. Ребёнок тянет из шляпы за ушки и выполняет соответствующее упражнение артикуляционной гимнастики, контролируя процесс выполнения в зеркале.
2. Игра «Киндер-сюрприз».
На грани куба - плоскостное изображение Киндер-сюрприза с сигнальными рисунками к артикуляционным упражнениям. Упражнения выполняются аналогично первой игре.
Также основой красивой чистой речи является правильное речевое дыхание, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
В связи с этим в пособие включены игры на развитие речевого выдоха.
Цель игр: развитие сильного целенаправленного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
Игра 1. «Забей мяч в ворота»
На грани куба футбольные ворота и мяч. Ребёнок набирает воздух через нос и делает плавный длительный выдох через коктейльную трубочку на мяч, пытаясь попасть мячом в ворота. В игре может участвовать два игрока.
Игра 2. "Прожорливые фрукты"
Детям предлагается задувать помпончики, вату, шарики или любые другие легкие предметы в ротик фруктам. Также в игре может участвовать два игрока.
Игра 3. «Весёлый клоун».
Ребёнок вытягивает губы вперед трубочкой и длительно дует на флажки и шарики, чтобы они подлетели вверх. Ещё в данной игре можно автоматизировать и дифференцировать звуки [Л]-[Р] и [Ль] - [Рь]. Просим ребёнка посчитать флажки (желтые и белые): один жеЛтый фЛажок и т. д, или посчитать шарики: один Розовый шаРик и т. д.
Образовательный эффект
Таким образом, представленное методическое пособие не только помогает подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков, оно многофункционально и даёт заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания. Дошкольники в увлекательной и интересной форме развивают усидчивость и произвольность психических процессов, тренирует визуальный и кинестетический каналы восприятия. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, помогает ребёнку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Успешное использование нами данного игрового пособия при выполнении регулярных артикуляционных упражнений и развитию речевого выдоха позволило достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.
Дети с большим удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное – речь.