Елена Ануфриева
Логико-математическое развитие дошкольников средствами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Логико-математическое развитие дошкольников
средствами экспериментирования»
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и поэтому выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Логико-математическое развитие дошкольников средствами экспериментирования» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе экспериментально – опытной деятельности. Опыты маскируют ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Именно через использование опытно – экспериментальной деятельности отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Почему же одним из приоритетных методов мы называем элементарную экспериментальную деятельность? Задача данной деятельности получение новых сведений о предмете, проверка его свойств, подтверждение или опровержение каких-либо предположений. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, необычного, что и способствует формированию стойкого интереса, как к экспериментальной деятельности, так и к получению математических знаний, воспитанию любознательности.
Эта деятельность не задается взрослыми заранее в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений об объекте. По мере получения этих сведений ребенок ставит перед собой более усложненные цели и пытается их реализовать. Для этого ему требуются новые способы преобразования объекта. А их поиск идет путем преобразования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки – важнейший компонент детского экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важнейшим методом в развитии детского логического мышления.
В образовательной деятельности по математике можно всегда найти место элементарным опытам - это переливание воды из бутылок разной формы на определение объема жидкости, взвешивание твердых и сыпучих тел на определение массы, опыты с магнитами, временными промежутками
и т. д.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Нужно обращать внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спрашивать, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Проделывая опыты: «Имеет ли форму вода», «Имеет ли форму песок». Спрашивать, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Проделывая опыты с песком, предлагать детям несколько тарелок,
спрашивать, сколько тарелок, а сколько штук мела надо взять, чтобы в каждой тарелке был определенный цвет.
Проделывая опыт с магнитом, интересоваться, сколько детей и сколько магнитов. Выяснить, чего больше (меньше?
Что нужно сделать, чтобы всем детям хватило магнитов?
Дети с интересом решают математическую проблему.
Ребенок в жизни, в быту должен употреблять такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка).
Для этого можно проводить опыт «Измерение предметов», где дети сами делают выводы, высказывают свою точку зрения.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве.
Проделывая опыты с водой, спрашивать ребенка, какого цвета сосуд с водой находится слева, справа от синего сосуда с водой, впереди-сзади.
Также использовать такие слова «на», «за», «между», «в».
Проделывая опыты можно использовать и порядковый счет. Спрашивать, который по счету сосуд с красной водой, какого цвета третий сосуд, и т. д.
Приведу еще несколько экспериментов, которые можно использовать в работе.
Первый: Всем поровну. Цель: сравнение.
Для этого эксперимента мы используем весы, которые были продемонстрированы на занятии и даже обычную вешалку - плечики. Можно использовать как в образовательной деятельности, при сравнении количества предметов, объема жидкости, так и в других видах деятельности. Так, например, мы насыпаем или конфеты, или печенье, и тогда дети уже не спорят, кому досталось вкусностей больше.
Второй интересный эксперимент : «Волшебники».
Цель: развитие познавательного интереса к получению знаний.
Показываю им чистый лист бумаги и прошу закрасить эту карту обычными красками и посмотреть, что получится. (Дети закрашивают лист с помощью поролоновой губки и проступает рисунок) Получилась карта. Эта карта просто нарисована восковой свечкой на белом листе.
В другой раз предлагала детям стать волшебниками и спрятать на листе бумаги цифру. И они уже самостоятельно с помощью воска, сами изображали цифры на листе, а потом ребята, при частичном закрашивании отгадывали, какую цифру спрятали наши волшебники.
Еще один эксперимент, «Юные исследователи».
На столе стоит сундучок с разными камешками. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Все камни твердые, они стучат. Чем камни отличаются друг от друга? Обращаю внимание детей на цвет, форму камней, предлагаю ощупать их. Отмечаем, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Прошу помочь разложить камни в три коробочки по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые. Дети работают подгруппами, затем все вместе рассматриваем, как разложены камни, считают количество камешков.
И таких экспериментов множество : "Волшебные зеркала" эксперименты с тонущими и плавающими предметами, бумажные самолеты с грузами.
К экспериментированию относятся также широко известные игры-головоломки: «Танграм», «Сложи узор» и др.
Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками опытно – экспериментальную деятельность, т. к. она помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира, также через экспериментирование.
Таким образом, опыт работы по использованию элементарных опытов в формировании элементарных математических представлений показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие логического мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников.
И еще хотелось добавить, что одна пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.