Лариса Донских
Развитие логического и пространственного мышления в процессе конструирования из различных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственное мышление – одна из важных составляющих нашего интеллекта и абсолютно необходимо и детям, и взрослым.
Пространственное мышление формируется с раннего детства.
В то время, когда ребенок только начинает ползать по комнате, стучать игрушками, собирать башенки и потом ломать их, он не просто балуется, он осваивает пространство, знакомится с его особенностями, размерами.
Это и есть начало формирования пространственного мышления.
А дальше – больше.
Публикация «Развитие логического и пространственного мышления в процессе конструирования из различных материалов» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок собирает пазлы, играет с конструкторами, залазит на горки и прыгает в ямы, лепит из пластилина, и учится ориентироваться, где право-лево, верх-низ.
И это очень важно и нужно!
Не зря многие педагоги и психологи утверждают, что ребенку необходимо играть с предметами, а не смотреть телевизор или видео на планшете.
Только в самостоятельной деятельности, во время игры с предметами и формируется основа пространственного мышления.
Возрастные этапы развития пространственного мышления.
Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития пространственного мышления : там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.
С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
Восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.
К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов.
Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).
Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций : наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.
У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже —в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Дошкольники (5-7 лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется.
Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
Конструирование из различных материалов тесным образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.
Особое значение оно имеет для :
Совершенствования остроты зрения,
Точности цветовосприятия,
Тактильных качеств,
Восприятия формы и габаритов объекта,
Ощущение пространства.
Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других;
Овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
Начинают решать конструктивные задачи «на глаз»;
Развивают образное мышление;
Учатся представлять предметы в разных пространственных положениях.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи.
Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Обучение конструированию рекомендуется проводить в несколько этапов:
- конструирование по образцу, составленному из частей;
- конструирование по нерасчлененному образцу;
-свободное конструирование (ребенок использует приемы и конструктивные навыки, полученные на предыдущих этапах обучения).
Разбирая образец на детали, а затем собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез.
Формируется способность к целенаправленной деятельности.
Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.
Конструирование — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного заранее задуманного продукта.
Детское конструирование включает :
• Создание различных построек из строительного материала.
• Изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.
• Типы конструирования в ДОО.
• В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков, особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий.
Например, возможен такой выбор:
Художественное конструирование.
• Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов.
• Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой.
• Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы.
• Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов.
• В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления, например, деревянные кубики, конструкторы «Лего» и «Тико», а также все подобные им материалы.
• Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Психолого-педагогическое содержание конструирования в соответствии с возрастными особенностями детей
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
Совершенствовать конструктивные умения, умению различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета.
Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Формировать умение располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).
Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать развивать умение детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол.
Привлекать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада.
На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части,
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); способствовать умению использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая
вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Способствовать умению анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).
Формировать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
Способствовать развитию умения сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.
Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.
Учить заменять одни детали другими.
Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Развивать умение конструировать из бумаги : сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала : коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.).
Формировать умение использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.
Формировать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Конструирование из строительного материала.
Способствовать развитию умения детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).
Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
Продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов.
Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами.
Формировать умение создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.
Создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.
Способствовать развитию умения создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Формировать умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, логическое и пространственное мышление, интерес к точным наукам.
Инструментом именно такого развития личности ребенка еще с детского сада и является работа с различными видами конструкторов.