Получи документы

Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста

Ирина Катищина
Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В своей статье я хочу поделиться опытом работы по теме «Применение здоровьесберегающих и личностно - ориентировочных технологий в работе с детьми раннего возраста».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Публикация «Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепкими здоровым, пусть работает, действует,бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим в нашем детском саду проводятся профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.

Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

Поступление ребёнка в детское учреждение - процесс сложный для малыша. Для ребёнка - это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Перед каждым воспитателем, стоит задача помочь ребёнку адаптироваться, применяя в процессе работы современные образовательные технологии.

В своей работе я применяю следующие технологии : технология исследовательской деятельности; здоровье сберегающие технологии; технологию проектной деятельности; игровую технологию; личностно-ориентированную; информационно-коммуникативную технологию; технологию взаимодействия ДОУ и семьи.

Так как я работаю с детьми младшего возраста, то использую в работе следующие методы экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, наблюдения, простейшие опыты, звукоподражание, использование художественного слова, звуки природы.

Система здоровьесберегающих технологий облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему, что важно для дальнейшего развития (привитие культурно-гигиенических навыков, использование физминуток, пальчиковых гимнастик, ходьба по дорожкам здоровья

Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.

Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.

Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т. д.

Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Жили были зайчики.», «Крокодилы», «Замочек»и др.

Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу

Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Добрый день, глазки!

(поглаживание век и глаз)

Вы проснулись

(смотрим в бинокль)

Добрый день, ушки!

(поглаживание ушей)

Вы проснулись

(приложение ладоней к ушам)

Добрый день, ножки

(поглаживание ног, встать у кровати)

Вы проснулись

(притопывание)

Добрый день, дети!

(руки раскрыть на встречу)

Мы проснулись

(широко улыбнуться)

Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.

Гимнастика в постели.

С детьми в первой младшей группе я разработала программу кружка «Веселые пальчики».

Цель кружка: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие речи детей.

Задачи: совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; развивать память, звуковую культуру речи.

Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.

Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Дети познают мир посредством касаний.

Активно в работе использую и проектную деятельность. На этот учебный год разработала проект по оздоровлению детей «Быть здоровыми хотим

Актуальностью проекта является формирование основ здорового образа жизни. Ведь одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Дейсвительно ли, заботиться о своём здоровье – это хорошо? Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что дети станут более здоровыми и развитыми.

Личностно-ориентировочные технологии развивают индивидуальность ребенка, отмечают его личные качества.

В первой младшей группе доступен такой вид деятельности, как рисование пальчиками (нетрадиционная техника рисования). Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Ладошкой можно мазать, рисовать, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.

Детям очень нравится данный метод рисования. Я использую и на занятиях и в свободное от занятий время.

Использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Также в современном мире невозможно обойтись без ИТК (информационно-коммуникационных технологий). В свободной самостоятельной деятельности: просмотр мультфильмов, сказок, песен. В ООД: подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала.

ИТК помогает обмениваться опытом, знакомиться с наработками других педагогов. У компьютера много преимуществ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание

Здоровьесберегающая и личностно ориентировочная деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

Совместно с родителями провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.

Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:

«Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать психогимнастик разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;

имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».

Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В. А. : «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Литература:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. —М. : Т. Ц. Сфера, 2005

2. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. — Волгоград: Учитель, 2007

3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2008

4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009

5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4–7 лет. — Волгоград: Учитель,2008

6. Новикова И.

7. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М. : МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2010.

«Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста»

Катищина Ирина Алексеевна

Воспитатель: l квалификационной категории

г. о. Саранск МДОУ №117 «Детский сад»

Ключевые слова: здоровьесберегающих, личностно – ориентировочные, ранний возраст, закаливающие мероприятия, нетрадиционная техника рисования, пальчиковая гимнастика.

Аннотация: В статье рассматривается опыт работы воспитателя по применению здоровьесберегающих и личностно-ориентировочных технологий с детьми раннего возраста

"Personality-oriented and health-saving technologies with young children" Katyshkina Irina Alekseevna : l of the qualification category G.O. Saransk MDOU No.117 "Kindergarten"

Keywords : health–preserving, personality -oriented, early age, tempering activities, non-traditional drawing technique, finger gymnastics.

Abstract : The article discusses the experience of the educator in the use of health-saving and personality-oriented technologies with young children.

В своей статье я хочу поделиться опытом работы по теме «Применение здоровьесберегающих и личностно - ориентировочных технологий в работе с детьми раннего возраста».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепкими здоровым, пусть работает, действует,бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим в нашем детском саду проводятся профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.

Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».

Поступление ребёнка в детское учреждение - процесс сложный для малыша. Для ребёнка - это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Перед каждым воспитателем, стоит задача помочь ребёнку адаптироваться, применяя в процессе работы современные образовательные технологии.

В своей работе я применяю следующие технологии : технология исследовательской деятельности; здоровье сберегающие технологии; технологию проектной деятельности; игровую технологию; личностно-ориентированную; информационно-коммуникативную технологию; технологию взаимодействия ДОУ и семьи.

Так как я работаю с детьми младшего возраста, то использую в работе следующие методы экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, наблюдения, простейшие опыты, звукоподражание, использование художественного слова, звуки природы.

Система здоровьесберегающих технологий облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему, что важно для дальнейшего развития (привитие культурно-гигиенических навыков, использование физминуток, пальчиковых гимнастик, ходьба по дорожкам здоровья

Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.

Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.

Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т. д.

Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Жили были зайчики.», «Крокодилы», «Замочек»и др.

Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу

Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Добрый день, глазки!

(поглаживание век и глаз)

Вы проснулись

(смотрим в бинокль)

Добрый день, ушки!

(поглаживание ушей)

Вы проснулись

(приложение ладоней к ушам)

Добрый день, ножки

(поглаживание ног, встать у кровати)

Вы проснулись

(притопывание)

Добрый день, дети!

(руки раскрыть на встречу)

Мы проснулись

(широко улыбнуться)

Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.

Гимнастика в постели.

С детьми в первой младшей группе я разработала программу кружка «Веселые пальчики».

Цель кружка: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие речи детей.

Задачи: совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; развивать память, звуковую культуру речи.

Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.

Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Дети познают мир посредством касаний.

Активно в работе использую и проектную деятельность. На этот учебный год разработала проект по оздоровлению детей «Быть здоровыми хотим

Актуальностью проекта является формирование основ здорового образа жизни. Ведь одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Дейсвительно ли, заботиться о своём здоровье – это хорошо? Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что дети станут более здоровыми и развитыми.

Личностно-ориентировочные технологии развивают индивидуальность ребенка, отмечают его личные качества.

В первой младшей группе доступен такой вид деятельности, как рисование пальчиками (нетрадиционная техника рисования). Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Ладошкой можно мазать, рисовать, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.

Детям очень нравится данный метод рисования. Я использую и на занятиях и в свободное от занятий время.

Использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Также в современном мире невозможно обойтись без ИТК (информационно-коммуникационных технологий). В свободной самостоятельной деятельности: просмотр мультфильмов, сказок, песен. В ООД: подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала.

ИТК помогает обмениваться опытом, знакомиться с наработками других педагогов. У компьютера много преимуществ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание

Здоровьесберегающая и личностно ориентировочная деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.

Совместно с родителями провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.

Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:

«Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать психогимнастик разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;

имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».

Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В. А. : «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Литература:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. —М. : Т. Ц. Сфера, 2005

2. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. — Волгоград: Учитель, 2007

3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2008

4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009

5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4–7 лет. — Волгоград: Учитель,2008

6. Новикова И.

7. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М. : МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2010.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Личностно-ориентированные технологии: создание ситуации успеха у ребёнка при выполнении творческих работЛичностно-ориентированные технологии: создание ситуации успеха у ребёнка при выполнении творческих работ Успешный ребёнок- какой он? Все родители хотят видеть детей успешными, а мы, педагоги, стремимся в этом помочь своим воспитанникам. В.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группеТематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием»Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием» Цель занятия: «Повышение педагогической грамотности родителей по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста». Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 09:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Катищина (УИ 340387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД