Ирина Катищина
Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В своей статье я хочу поделиться опытом работы по теме «Применение здоровьесберегающих и личностно - ориентировочных технологий в работе с детьми раннего возраста».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепкими здоровым, пусть работает, действует,бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим в нашем детском саду проводятся профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.
Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Поступление ребёнка в детское учреждение - процесс сложный для малыша. Для ребёнка - это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Перед каждым воспитателем, стоит задача помочь ребёнку адаптироваться, применяя в процессе работы современные образовательные технологии.
В своей работе я применяю следующие технологии : технология исследовательской деятельности; здоровье сберегающие технологии; технологию проектной деятельности; игровую технологию; личностно-ориентированную; информационно-коммуникативную технологию; технологию взаимодействия ДОУ и семьи.
Так как я работаю с детьми младшего возраста, то использую в работе следующие методы экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, наблюдения, простейшие опыты, звукоподражание, использование художественного слова, звуки природы.
Система здоровьесберегающих технологий облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему, что важно для дальнейшего развития (привитие культурно-гигиенических навыков, использование физминуток, пальчиковых гимнастик, ходьба по дорожкам здоровья
Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.
Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т. д.
Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Жили были зайчики.», «Крокодилы», «Замочек»и др.
Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.
Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу
Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Добрый день, глазки!
(поглаживание век и глаз)
Вы проснулись
(смотрим в бинокль)
Добрый день, ушки!
(поглаживание ушей)
Вы проснулись
(приложение ладоней к ушам)
Добрый день, ножки
(поглаживание ног, встать у кровати)
Вы проснулись
(притопывание)
Добрый день, дети!
(руки раскрыть на встречу)
Мы проснулись
(широко улыбнуться)
Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
Гимнастика в постели.
С детьми в первой младшей группе я разработала программу кружка «Веселые пальчики».
Цель кружка: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие речи детей.
Задачи: совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; развивать память, звуковую культуру речи.
Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.
Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки.
Дети познают мир посредством касаний.
Активно в работе использую и проектную деятельность. На этот учебный год разработала проект по оздоровлению детей «Быть здоровыми хотим!»
Актуальностью проекта является формирование основ здорового образа жизни. Ведь одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Дейсвительно ли, заботиться о своём здоровье – это хорошо? Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что дети станут более здоровыми и развитыми.
Личностно-ориентировочные технологии развивают индивидуальность ребенка, отмечают его личные качества.
В первой младшей группе доступен такой вид деятельности, как рисование пальчиками (нетрадиционная техника рисования). Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Ладошкой можно мазать, рисовать, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Детям очень нравится данный метод рисования. Я использую и на занятиях и в свободное от занятий время.
Использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Также в современном мире невозможно обойтись без ИТК (информационно-коммуникационных технологий). В свободной самостоятельной деятельности: просмотр мультфильмов, сказок, песен. В ООД: подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала.
ИТК помогает обмениваться опытом, знакомиться с наработками других педагогов. У компьютера много преимуществ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание
Здоровьесберегающая и личностно ориентировочная деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
Совместно с родителями провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.
Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:
«Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать психогимнастик разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;
имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».
Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В. А. : «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. —М. : Т. Ц. Сфера, 2005
2. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. — Волгоград: Учитель, 2007
3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2008
4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009
5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4–7 лет. — Волгоград: Учитель,2008
6. Новикова И.
7. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М. : МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2010.
«Личностно-ориентировочные и здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста»
Катищина Ирина Алексеевна
Воспитатель: l квалификационной категории
г. о. Саранск МДОУ №117 «Детский сад»
Ключевые слова: здоровьесберегающих, личностно – ориентировочные, ранний возраст, закаливающие мероприятия, нетрадиционная техника рисования, пальчиковая гимнастика.
Аннотация: В статье рассматривается опыт работы воспитателя по применению здоровьесберегающих и личностно-ориентировочных технологий с детьми раннего возраста
"Personality-oriented and health-saving technologies with young children" Katyshkina Irina Alekseevna : l of the qualification category G.O. Saransk MDOU No.117 "Kindergarten"
Keywords : health–preserving, personality -oriented, early age, tempering activities, non-traditional drawing technique, finger gymnastics.
Abstract : The article discusses the experience of the educator in the use of health-saving and personality-oriented technologies with young children.
В своей статье я хочу поделиться опытом работы по теме «Применение здоровьесберегающих и личностно - ориентировочных технологий в работе с детьми раннего возраста».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепкими здоровым, пусть работает, действует,бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим в нашем детском саду проводятся профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.
Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Поступление ребёнка в детское учреждение - процесс сложный для малыша. Для ребёнка - это стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Перед каждым воспитателем, стоит задача помочь ребёнку адаптироваться, применяя в процессе работы современные образовательные технологии.
В своей работе я применяю следующие технологии : технология исследовательской деятельности; здоровье сберегающие технологии; технологию проектной деятельности; игровую технологию; личностно-ориентированную; информационно-коммуникативную технологию; технологию взаимодействия ДОУ и семьи.
Так как я работаю с детьми младшего возраста, то использую в работе следующие методы экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, наблюдения, простейшие опыты, звукоподражание, использование художественного слова, звуки природы.
Система здоровьесберегающих технологий облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему, что важно для дальнейшего развития (привитие культурно-гигиенических навыков, использование физминуток, пальчиковых гимнастик, ходьба по дорожкам здоровья
Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.
Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и т. д.
Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Жили были зайчики.», «Крокодилы», «Замочек»и др.
Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.
Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее» и тд.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу
Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Добрый день, глазки!
(поглаживание век и глаз)
Вы проснулись
(смотрим в бинокль)
Добрый день, ушки!
(поглаживание ушей)
Вы проснулись
(приложение ладоней к ушам)
Добрый день, ножки
(поглаживание ног, встать у кровати)
Вы проснулись
(притопывание)
Добрый день, дети!
(руки раскрыть на встречу)
Мы проснулись
(широко улыбнуться)
Утренняя гимнастика - я разработала на каждую неделю комплекс упражнений и подобрала к ним музыкальное сопровождение: «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики» и др.
Гимнастика в постели.
С детьми в первой младшей группе я разработала программу кружка «Веселые пальчики».
Цель кружка: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие речи детей.
Задачи: совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; развивать память, звуковую культуру речи.
Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.
Как пальчиковые игры могут помочь ребёнку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребёнок на слух воспринимает слова и понимает, о чём идёт речь. А затем и сам пытается повторить звуки.
Дети познают мир посредством касаний.
Активно в работе использую и проектную деятельность. На этот учебный год разработала проект по оздоровлению детей «Быть здоровыми хотим!»
Актуальностью проекта является формирование основ здорового образа жизни. Ведь одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Дейсвительно ли, заботиться о своём здоровье – это хорошо? Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что дети станут более здоровыми и развитыми.
Личностно-ориентировочные технологии развивают индивидуальность ребенка, отмечают его личные качества.
В первой младшей группе доступен такой вид деятельности, как рисование пальчиками (нетрадиционная техника рисования). Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Ладошкой можно мазать, рисовать, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Детям очень нравится данный метод рисования. Я использую и на занятиях и в свободное от занятий время.
Использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Также в современном мире невозможно обойтись без ИТК (информационно-коммуникационных технологий). В свободной самостоятельной деятельности: просмотр мультфильмов, сказок, песен. В ООД: подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала.
ИТК помогает обмениваться опытом, знакомиться с наработками других педагогов. У компьютера много преимуществ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание
Здоровьесберегающая и личностно ориентировочная деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
Совместно с родителями провожу консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.
Использую папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:
«Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать психогимнастик разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях;
имитационные игры, игровые упражнения «Мы-волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».
Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В. А. : «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. —М. : Т. Ц. Сфера, 2005
2. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. — Волгоград: Учитель, 2007
3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2008
4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2009
5. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4–7 лет. — Волгоград: Учитель,2008
6. Новикова И.
7. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М. : МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2010.