Ксения Румянцева
Личностное и профессиональное развитие педагога-психолога как основа формирования его профессиональной компетенции
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Личностная и профессиональное развитие педагога - психолога как основа формирования его профессиональной компетенции»[/h3]
Сл 2- Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов психологов. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.
Публикация «Личностное и профессиональное развитие педагога-психолога как основа формирования его профессиональной компетенции» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Служба практической психологии сегодня рассматривается как особый институт, современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Актуальным в этой связи является выявление основных проблем службы практической психологии образования и определения путей их решения.
Одной из самых сложных проблем сегодня является недостаточно высокий уровень профессионализма психологов образования. Большая часть психологов, работающих в образовательных учреждениях, имеет небольшой стаж работы, кадровый состав психологов каждый год значительно обновляется. В то же время, цели и задачи деятельности психолога требуют от него личностной и профессиональной зрелости.
Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.
Сл 3 Профессиональные компетенции
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения.
Оптимальным вариантом было бы активное участие психолога в проектировании социально-педагогических ситуаций и условий образовательной среды в целом. По-прежнему, однако, не востребованы прогностические возможности психологической службы, с одной стороны, и с другой стороны, не каждый психолог готов к проектированию как отдельных социально-педагогических ситуаций, так и в целом социально-психологических условий в образовательном учреждении.
Сл 4- Психолог должен быть готов к работе с образовательным учреждением как системой. Ему необходимо видеть эту систему в единстве, знать социальные характеристики района, в котором расположено образовательное учреждение, учитывать социально-демографические данные контингента воспитанников и их родителей, особенности кадрового состава, специфику учреждения, его основные (стратегические) цели и задачи работы, структуру учреждения (наличие различных структурных подразделений и их взаимодействие).
Педагог – психолог должен уметь выделять приоритетные направления в психологической работе с детьми, самостоятельно разрабатывать новые технологии психолого-педагогической работы с воспитанниками.
Однако, эти вопросы остаются наиболее сложными не только для начинающих специалистов, но и для психологов со стажем (М. Битянова, С. Степанов и др.)
Психологу нужно быть готовым к оказанию необходимой помощи как администрации и руководителям других структурных подразделений, так и другим участникам образовательного процесса. При этом психолог образовательного учреждения или руководитель психологической службы является управленцем среднего звена. Для того чтобы осуществлять руководство психологической службой, психологу необходимо совершенствовать свою управленческую культуру.
Сл 5- Продуктивность профессиональной зрелости психолога может быть оценена как по показателям меры соответствия ожидаемому результату, так и по признакам профессиональной и личностной зрелости. Развитие личности определяет выбор профессии, а профессиональная деятельность, в свою очередь, определяет стратегию развития личности.
Для педагога - психолога особое значение приобретают профессионально значимые личностные качества. Психолог образования является для педагогов и детей не только носителем психологических знаний. Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности педагога – психолога зависит его убедительность для участников образовательного процесса, а также эффективность работы конкретной психологической службы в целом.
Сл 6- Таким образом, основой успешного профессионального становления педагога-психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития.
Для успешной профессиональной деятельности психологу требуются достаточно устойчивая и адекватно высокая самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе.
Сл 7 - В основных требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.
2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Сл 8 - Основными критериями оценки профессионализма психолога являются :
1. Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что я должна делать, но и как я это буду делать.)
2. Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждении, с учетом его специфики.
3. Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю.) Выбирать формы работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать)
4. Наличие системы в работе. (Наличие основополагающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность ее заполнения.)
5. Умение психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды. (Приблизить среду к ребенку. Продуманность зон в кабинете. Цветовое решение.)
6. Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребенка (группу детей, обозначить психологическую проблему, выработать пути ее решения.
7. Умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
8. Умение организовать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля. (Социально-психологические центры и т. д.)
9. Участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня. (Форма участия как пассивная, так и активная.)
10. Востребованность психолога. (По итогам отчетной документации, по количеству проведенных видов работы, по мнению детей, педагогов).
Сл 9 - Также в качестве критериев профессионализма психолога можно выделить:
1) способность педагога - психолога работать с запросом;
2) умение формировать запрос на свои услуги;
3) умение формулировать психологическую задачу, в том числе, умение модифицировать имеющийся запрос в психологическую задачу;
4) минимизация психологических затрат при реализации профессиональных задач и удовлетворённость своей деятельностью.
Сл 10- Обратными характеристиками, несовместимыми с качествами психолога, Р. В. Овчаровой названы: низкая сила "эго", низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.
Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Сл 11- Актуальным в этой связи является вопрос об оптимизации личностно-профессионального развития психолога и совершенствовании системы подготовки психологов образования.
Необходимо создание в рамках специальной подготовки условий для личностного развития специалистов (использование эффективных психотехнологий в целях психокоррекции, самопознания, саморазвития, профилактики синдрома эмоционального выгорания посредством профессиональной супервизии и/или получения индивидуальной психотерапевтической помощи.
Актуальным также является предоставление психологам новых возможностей для формирования представлений о системе работы, основных концептуальных положениях деятельности психолога в системе образования, а также обеспечение условий для получения прочных навыков практической работы (в первую очередь, консультативной и психокоррекционной).
В последнее десятилетие служба практической психологии в системе образования достигла качественно нового уровня своего развития. При этом следует констатировать, что имеет место ситуация повышенных требований к уровню профессионализма психологов, работающих в системе образования.
В связи с этим важно отметить некоторые особенности профессиогенеза, специфические для профессии психолога.
Предметом профессиональной деятельности психолога является "трагически невидимая психика", что значительно затрудняет формирование психологической системы профессиональной деятельности педагога - психолога (Шадриков В. Д., 1994).
Достаточно часто педагог - психолог становится заложником той коллекции психотехник, методик, которую ему удалось собрать на разного рода тренингах, семинарах. Пытаясь соединить в собственной профессиональной деятельности "несоединимое", психолог попадает в круг проблем - недостаточное понимание оснований своей деятельности, и как следствие, - трудности в выделении профессиональных приоритетов. В то время как одно из существенных условий развития профессионализма связано со способностью педагога - психолога осуществлять произвольный и осознанный выбор разных теоретических и методических оснований для решения тех или иных профессиональных задач.
Сл 12 - В настоящее время отсутствует преемственность теории и практики в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации психологов; не выстроена система непрерывного профессионального образования психологов. Считается, что оптимизация становления профессионализма, компенсация негативного профессионального опыта педагогов – психологов возможна в государственной системе дополнительного профессионального образования, в частности, в системе повышения квалификации педагогов – психологов.
Так институт повышения квалификации может стать пространством профессиональных коммуникаций, как для психологов, так и для других участников образовательного процесса (курсовая подготовка, конкурсы профессионального мастерства, профессиональные союзы и ассоциации и пр.). Данный комплекс мероприятий позволит более эффективно позиционировать профессию психолога на различных уровнях системы образования: в конкретных образовательных учреждениях, в сознании педагогов, методистов и руководителей ДОУ, специалистов муниципальной системы образования.
Дополнительное постоянное позиционирование психологической профессии в образовательном пространстве положительно сказывается на решении организационно-содержательных проблем деятельности практического психолога системы образования.
Особенность и сложность психологической специальности предполагает особые требования к содержанию и формам повышения квалификации педагогов – психологов в государственной системе дополнительного профессионального образования.
А какие это могут формы?
Это научно – практические семинары, конференции, семинары по проблемам становления профессионализма с элементами тренинга; мастер - классы педагогов – психологов с последующей рефлексией участников-коллег; создание видеоматериалов на основе демонстрации передового психологического опыта, информационной базы данных)
Сл 13- Таким образом, одной из важнейших задач в решении проблемы становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов – психологов является создание эффективной модели повышения квалификации педагогов – психологов. И хочется надеяться, что в скором будущем нам окажут профессиональную поддержку. А мы свами приложим для этого все свои усилия.
Сл 14- «Никогда не бойся делать то, что не умеешь, иначе ничему не научишься».
Владимир Леви, врач, психолог, писатель