Светлана Морокова
Лепка как средство развития мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Тяжелое множественное нарушение возникает у детей вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. Основным в клинической картине является умственная отсталость.
Кроме того, в разных сочетаниях выявляются:
Публикация «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
* двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести);
* тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств, нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности);
* повышенная судорожная готовность (эписиндром);
* расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.);
* аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).
Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР, можно выделить следующие нарушения :
слабость моторики пальцев и кистей рук;
отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);
медлительность и нечеткость движений;
долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;
слабость нажима карандаша (ручки) на бумагу;
нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой);
страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;
неумение координировать работу обеих рук;
с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления.
Требования к организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР:
учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей;
задания усложняются постепенно «от простого к сложному»;
соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы;
использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, элементов игры;
учет длительности занятия, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
многократное повторение и закрепление материала;
поощрение и помощь ребенку с ТМНР.
Одним из эффективных средств развития мелкой моторики у дошкольников с ТМНР является лепка. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему рук, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у детей с ТМНР.
На начальном этапе при работе детей с ТМНР с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. Чтобы сформировать у детей с множественными нарушениями интерес к лепке, лепка проводится как игры с пластилином:
мнем и отщипываем;
надавливаем и размазываем;
скатываем шарики;
раскатываем колбаски;
режем на кусочки;
лепим картинки;
делаем угощения, готовим обед.
При нестабильном состоянии мышц мелкой моторики работы с пластилином хорошо проводить в виде пластилинографии- нетрадиционной техники лепки, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.