Оксана
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «Лаборатория чудес»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. закрепить знания детей о свойствах воды,
2. учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «волшебство» с научной точки зрения;
3. ; Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о свойствах воды.
4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
1. Способствовать развитию любознательности.
2. Развивать внимание детей.
3. Умение работать в парах,самостоятельно и дисциплинировано
Воспитательные задачи:
1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
3.. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Материал и оборудование:столы, накрытые клеенками, фартуки и одноразовые шапочки, иллюстрации,, сахар, сода, лимонная кислота, 6 стаканов, вода,одноразовые тарелки, штатив с пробирками, пищевые красители, макет гейзера, сосуд с водой, баночки с разбавленной акварельной краской, презентация.
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята. сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, и с ними обязательно нужно поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию чудес! Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
-Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
-Так что такое эксперименты?
- Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.
-А,вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
-Сегодня мы с вами превратим нашу группу в настоящую лабораторию. Мы с вами вместе будем делать удивительные эксперименты. Сегодня мы научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории
– Ничего нельзя трогать ничего на столе без моего разрешения.
– Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
– А также в лаборатории нужно : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу,
_ быть аккуратным, чтобы ничего не рассыпать и не пролить
Итак, я приглашаю вас сесть на стульчики.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Лаборант (воспитатель) : - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)
- Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.
- Ребята, а вы знаете,что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?
Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.
- Что вы еще знаете о воде?
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
Лаборант (воспитатель) : А кому нужна вода?
Дети: Вода нужна людям, растениям, насекомым.
Лаборант (воспитатель) : Получается, что вода нужна всем. Вода – это жизнь, для всех нас вода имеет очень большое значение.
Лаборант (воспитатель) : А для чего человеку нужна вода?
Дети: Чтобы пить, мыться.
Лаборант (воспитатель) : Итак, вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды?
Дети: Нет.
Лаборант (воспитатель) : Без воды все живое погибнет.
Опыт №1 «Дождик в стакане воды»
Лаборант (воспитатель) : А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.
Дети: Дождик и облако.
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.
- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Лаборант (воспитатель) : Ребята, присаживайтесь на свои места. А какой у нас будет следующий эксперимент,вы узнаете, отгадав загадку.
Над рекою коромысло
Разноцветное повисло.
Словно гном из доброй сказки
Расплескал по небу краски (Радуга)
Лаборант (воспитатель) Ребята: когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).
Лаборант (воспитатель) : Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу- только из четырех цветов – в пробирке. И сейчас я вас этому научу.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.
В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синий.
Теперь самое интересное. Возьмите шприц и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.
В пробирке образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)
Лаборант (воспитатель) В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Лаборант (воспитатель) : Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а синяя жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).
- А теперь, давайте немного отдохнем
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (потягивания - руки вперед)
Сверху мостик - погляди. (потягивания - руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. (руки в стороны, голова вверх, подставлена "солнцу")
Опыт №3 «Гейзер
Воспитатель: А какой следующий волшебный эксперимент будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Я источник непростой,
Ведь вулкан — братишка мой.
Бью фонтаном над землёй,
Пар пускаю над собой,
Громыхаю и взрываюсь,
Кипятком лишь изливаюсь.
(Гейзер)
• Воспитатель: Гейзер - это источник, из которого вода и пар принудительно выбрасываются в воздух на высоте от менее метра (несколько футов) до более ста метров (несколько сотен футов).
• Гейзеры - довольно редкое явление на Земле из-за точных условий, необходимых для их формирования. Они в основном сгруппированы вблизи активных вулканических областей.
. Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета,лимонная кислота, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сам макет вулкана.
- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать!
с помощью ложечки в «жерло» вулкана насыпаем соду и лимонную кислоту, потом окрашиваем её, т. е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – вода добавлю его в наш вулкан и посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается и начинает извергать лаву. Ребята, из этого эксперимента следует вывод:При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Итог мероприятия
Лаборант (воспитатель) Ну что, друзья мои,сегодня Вы побывали в лаборатории чудес. Что понравилось вам сегодня больше всего, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).