Миллер Наталья
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Чудо-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Чудо-вода»
Цель: расширять знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей со свойствами воды в процессе выполнения опытов;
совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
формировать навыки проведения простейших лабораторных опытов.
Развивающие:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
развивать умение формулировать выводы по итогам опытов;
активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование:
Прозрачные стаканчики, шапочки, стеклянные сосуды разной формы. Вещества для опытов (вода, молоко, сахар, соль, песок, масло, сок лимона). Пластмассовые ложечки, салфетки, пипетки, кубик, шарик.
Мультимедийная установка (презентация) .
Предварительная работа:
Беседы о воде, её роли в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Чтение художественной литературы
Игровые упражнения «Какая бывает вода». "Волшебная палочка", и др.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. И поприветствуем друг друга:
Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся,
Рук тепло соединим
И станем солнышком одним.
Доброе утро!
Мотивационно-ориентировочный:
Звучит музыка из мультфильма «Фиксики» (входит профессор Чудаков)
Профессор: Здравствуйте ребята! Я профессор Чудаков, пришел к вам за помощью. В моей лаборатории сломалось оборудование для проведения опытов. А мне нужно срочно провести эксперименты с водой и записать все результаты исследований.
Воспитатель: Профессор, а как мы можем тебе помочь?
Профессор: Проведите пожалуйста опыты с водой, а результаты исследований сфотографируйте и отправьте мне на телефон. Сможете?
Что вы знаете о воде? Для чего она нужна? Где можно увидеть воду? (дети отвечают)
Молодцы, ребята! Теперь я точно уверен, что у вас все получится!
(Уходит)
-Ребята, вы согласны помочь профессору Чудакову? Куда нам нужно отправиться? (в лабораторию). Правильно, а что мы будем там делать? (проводить опыты, эксперименты с водой).
Для начала нам нужно надеть шапочки, чтобы быть похожими на настоящих ученых.
Скажем дружно: «Раз, два, три – вокруг себя повернись, в лаборатории окажись!»
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-не шуметь,
-не отвлекаться от работы
-нельзя ничего брать и пробовать на вкус без разрешения взрослого
-нельзя предметы толкать в нос, ухо, рот
-быть внимательным
Практический этап.
Опыт № 1 «Вода-жидкость»
Ребята, на столе стоят два стаканчика, один с водой, другой – пустой Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Почему вода переливается (она жидкая.) Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Значит, какой мы сделаем вывод?
Вывод: вода-жидкость (на экране слайд-символ)
Опыт №2 «Вода не имеет вкуса и запаха»
Ребята, утоляя жажду простой водой люди иногда говорят: «Ой, как вкусно!» Интересно, а что у воды есть вкус? Давайте попробуем. Отпейте немного воды из вашего стаканчика. Почувствовали у воды вкус? Значит, у чистой воды нет вкуса, она безвкусная. А есть запах? Понюхайте. А можно изменить вкус воды? Добавьте в стаканчик ложечку сахара. Изменился вкус воды? Какая вода стала по вкусу (сладкая) А теперь я добавлю в ваши стаканчики сок лимона. Что появилось у воды? (запах) (Сахар передал воде вкус, а сок лимона аромат, запах)
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха, вкус и запах воды можно изменить, если что-нибудь добавить.
Опыт №3 «Вода не имеет цвета, она прозрачная»
-Ребята, на столах у вас есть еще стаканчики с молоком. Давайте сравним эти жидкости по цвету. Молоко белое, вода бесцветная. Опустите камушки в воду и молоко. Что вы наблюдаете? В воде камушки видны, а в молоке нет. Значит, вода прозрачная.
Вывод: вода прозрачная, не имеет цвета (На доску проецируется символ-памятка о свойстве воды.)
-А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт № 4 «Вода не имеет формы»
А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Мне нужны помощники. Выходите ко мне, будем наливать воду в разные емкости. Что мы наблюдаем? Вода приняла форму этих емкостей. Что же показал нам этот эксперимент? Вода имеет форму?
Вывод: вода не имеет собственной формы. Она принимает форму той емкости, в которую ее наливают.
Опыт №5 «Вода растворитель»
-Давайте проведем еще один опыт, чтобы узнать все ли вещества растворяются в воде. В один стакан положим соль, в другой песок, в третий нальем немного масла. Хочу напомнить вам, что при проведении таких опытов, нужно соблюдать определенные меры безопасности. Нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно.
Растворяя вещества, приходим к следующим выводам: соль хорошо растворяются в воде, песок не растворяется в воде, вода становится мутной, и масло тоже не растворяется в воде, оно плавает маленькими шариками. Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.
А сейчас я хочу показать вам удивительный опыт с маслом, водой и красками.
Налью воду, добавлю масло. Вода и растительное масло не смешиваются друг с другом, мы это посмотрели. Вода плотнее и тяжелее масла. Теперь добавлю в раствор пипеткой краски, смешанные с водой. Краска, попадая в масло, превращается в шарик. Шарик с краской проходит через масло и, попадает в свою водную среду и смешивается с ней.
Ребята, вам понравился опыт? На этом наши опыты закончились, пора возвращаться из лаборатории.
Рефлексивно-оценочный.
-Как вы думаете, мы сегодня помогли профессору Чудакову?
-Давайте вспомним, какие опыты сегодня проводили, о каких свойствах воды узнали?
- Дети, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Вы хотели бы еще проводить опыты и исследования?
Я отправила профессору результаты наших исследований, а профессор прислал вам медали «Юные исследователи»