Луиза Мудрова
Образовательный проект «Культура и традиции татарского народа» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект по теме
«Культура и традиции татарского народа»
(вторая младшая группа)
Подготовил воспитатель:
Мудрова Л. В.
Ишимбай 2023 г.
Паспорт проекта
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 13.03.2023-17.03.2023гг.
Публикация «Образовательный проект „Культура и традиции татарского народа“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель проекта : Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры : восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
Задачи проекта
1. Расширять представление о национальной культуре татар.
2. Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей младшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
3. Создание образовательной - культурной среды в группе : пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар ", "Национальные костюмы народов татар ", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар"; выставка детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
4. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
5. Развивать творческие способности детей.
Актуальность проекта.
Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и в любви
Мордва, татары, и чуваши –
Примером миру станем мы.
Рузаль Мухаметшин
Особенно актуальной в настоящее время стала проблема отношения к людям другой национальности, культуры. Культурный эгоизм и взаимная нетерпимость через средства массовой информации проникают в семью и в детский сад.
Наша республика Башкортостан многонациональная республика, на ее территории проживают представители более 30 народов : русские, башкиры, татары, немцы, евреи, чуваши, марийцы, и другие. Для того, чтобы отношения между народами были дружелюбными и гармоничными, каждый должен знать историю, культуру, обычаи, традиции.
Ребенок с раннего детства живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, ребенок и сам становится не только представителем своего народа, но и хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. В связи с актуальностью темы, по федеральным государственным требованиям, в связи с тем, что в нашей группе преобладает количество детей татарской нации выбрала тему проекта ознакомление культурой татарского народа.
Проблема. Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.
Формы и методы работы:
• непосредственно образовательная деятельность
• совместная деятельность
• самостоятельная деятельность
• взаимодействие с родителями.
Предполагаемый результат
1)Расширение представлений детей об окружающем мире.
2)Обогащение представлений детей о традициях и культуре татарского народа.
3)Углубление жизненного опыта.
4)Знание правил народных игр, умение в них играть.
5)Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
• определение темы проекта;
• изучения педагогической и искусствоведческой литературы, информации интернет — ресурсов
• составление плана основного этапа проекта.
• подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
• организовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с планом проекта.
2 этап – основной
• осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием;
• совместная деятельность с детьми: беседы, занятия, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях;
• сбор предметов быта и рукоделия;
• привлечение родителей к участию в мероприятиях группы осуществлению проектной деятельности;
• консультации для родителей.
3 этап – заключительный
• презентация проектной деятельности;
• картотека народных игр;
• выставка предметов быта и обихода татарского народа;
• выставка рисунков.
План реализации проекта
1. НОД по окружающему миру «Татарская народность, ее культура, традиции, народные игры», «Национальная одежда татарского народа».
2. НОД по музыке. Разучивание татарской народной песни «Эпипэ».
3. НОД по художественно-эстетическому развитию.
Рисование «Украшение платья татарским орнаментом»
Аппликация «Украшение тюбетейки татарским орнаментом»
4. Чтение татарских народных сказок «Старик и лентяй».
5. Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале», «Три сестры».
6. Дидактическая игра «Татарские орнаменты»
7. Просмотр мультфильма «Чукмар и Тукмар» на татарском языке, мультфильма
Заключение.
Реализация этого проекта поспособствует расширению представлений о многообразии народов, проживающих на территории нашей республики. Разбудит интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только нами и другими педагогами, так же и родителями.
Надеемся после проделанной работы у детей и родителей появиться интерес к изучению народной культуры и искусства татарского народа.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей
Список литературы
1) https://doshkolnik.ru/patriotizm/11369-kultura.html
2) https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-yurevna-travneva/master-klas-izgotovlenie-tyubeteiki-s-poshagovym-foto.html
3) https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-yurevna-travneva/master-klas-izgotovlenie-tyubeteiki-s-poshagovym-foto.html
4) https://doshkolnik.ru/nravstvennost/11252-nravstvennost.html
5) https://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/4000-viktorina-o-tatarskikh-obychayakh-traditsiyakh-i-narodnom-tvorchestve.html