Надя Мешкова
Образовательный проект «Геометрические фигуры» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства, как форма, цвет, величина. Восприятие - выполняет объединяющую функцию:
- во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предметов;
- во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
Публикация «Образовательный проект „Геометрические фигуры“ (младшая группа)» размещена в разделах
- в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний адаптацию в любой новой обстановке, ускорение физического и психического развития
Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя)
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели.
Актуальность проблемы: дети не различают предметы по форме, не называют их (кубик, кирпичик, шар, не находят их в помещении группы и не способны сооружать элементарные постройки из геометрических фигур.
Цель проекта: познакомить детей с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом, учить называть их, подбирать нужные формы разными методами.
Предполагаемый результат: дети научатся узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, практическим путем определять форму предмета, использовать полученные знания в различных играх (дидактических, подвижных, самостоятельных).
Этапы знакомства детей с формой предметов:
•практические действия. На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой-не такой») не называя ее. Для этого использовала доски Сегера, рамки Монтессори, «почтовый ящик» (различные формы предметов с
отверстиями, пирамидки, с геометрическими фигурами.
•зрительное восприятие формы. На этом этапе дети знакомятся с эталонами плоских геометрических форм без практических действий с ними и запоминание их названий;
•запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.
Для знакомства детей с геометрическими формами и закрепления знаний о них использовались различные способы:
• специальные игрушки;
• рассматривались эталоны форм – плоские фигуры;
• рассматривались реальные предметы простой формы;
• использовались специальные дидактические игры (настольно – печатные, подвижные)
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускоренному развитию восприятия основных свойств предметов и явлений, формируют представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения.
Формирование представлений о геометрических фигурах.
Цель: познакомить детей с плоскими геометрическими формами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником; учить подбирать нужные формы.
Занятия:
«Колобок» - ознакомление с понятием «круг».
«Дом» - формирование представлений о геометрической форме «квадрат».
«Машина» - расширение представлений о геометрической форме «прямоугольник».
«Цветок» - формирование представлений о геометрической форме «треугольник».
«Воздушный шарик» - формирование представлений о геометрической форме «овал»
Игры и задания для ознакомления и закрепления знаний о плоских геометрических формах:
Игры направлены на развитие восприятия таких свойств предметов, как форма, а также на развитие мелкой моторики (мелких, точных движений мышц кистей рук, которые необходимы для успешного обучения ребенка в школе.
•Игра «Круг, треугольник, квадрат» - ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков формы.
- Дай Мишке круг. Дай кукле треугольник. Дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван.
- Собери круги.
- Собери квадраты.
- Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты, овалы).
•«На что похожа эта фигура?» - группировка предметов по форме.
•«Какая это фигура?» - раскладывание фигурок
по местам.
•«Спрятались от дождика?» - спрятать от дождика, вырезанные геометрические фигуры, все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.
•«Часы» - разложить геометрические фигуры по своим местам.
•«Волшебный мешочек» - достать фигуру из мешочка и назвать ее.
•«Геометрические магниты» - составление предметов из плоских геометрических фигур.
Продуктивная деятельность:
«Творческая мастерская» - совместная работа воспитателя и детей по изготовлению различных видов аппликаций из плоских геометрических фигур – квадрата, прямоугольника, треугольника, круга, овала.
Цель: закрепление представления о геометрических формах.
Оборудование: заготовки различных плоских геометрических фигур, ножницы, цветная бумага, фломастеры, клей-карандаш, пуговицы.
«Вагончики», «Зайчик», «Неваляшка», «Расцвели одуванчики»
Итог проекта: Дети узнают и различают геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, отбирают фигуры по образцу, с удовольствием играют в различные дидактические игры.