Анастасия Бузина
Куклотерапия как средство психологической поддержки для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально- личностных проблем у ребёнка.
Из всех видов арттерапии важным педагогическим условием развития речи детей дошкольного возраста является использование куклотерапии. Она расширяет кругозор ребенка, улучшает звукопроизношение, помогает заговорить. Куклотерапия используется в качестве основного приема психокоррекционного воздействия, кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Темочки:
Цель: Формирование основы культуры здоровья через - сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Задачи: - Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;
- Развитие посредством игры с куклой способов выражения
эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной
жизни по каким–либо причинам ребёнок не может или позволяет себе проявлять;
- Формирование адекватной самооценки и целостного образа «Я» у ребенка
Методы куклотерапии :
- Куклы-марионетки
- Пальчиковые-куклы
- Теневые-куклы
- Веревочные-куклы
- Плоскостные-куклы
- Перчаточные-куклы
- Куклы- костюмы
- Куклы-хозяюшка
- Куклы-мотанка
Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия - это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
- Неустойчивость эмоционального фона;
- Слабое развитие саморегуляции, отсутствие навыков рефлексии и анализа собственного поведения;
- Слабое развитие коммуникативных навыков;
- Конфликтность, агрессивность;
- Трудности социализации;
- Застенчивость и замкнутость;
- Высокая тревожность, наличие фобий
В своей работе с детьми я использую метод куклотерапии.
Для этого в группе выделено специальное место_ это центр театрализации.
В уголке театрализации я использую перчаточных кукол (это сказочные герои, такие как дед, бабка, курочка Ряба, мышь, волк, ёж и прочие).
Пальчиковый театр «Маша и медведь», «Теремок», кукольный театр по сказкам : «Заюшкина избушка», «Как коза избушку построила». «Три поросёнка», «Кот в сапогах» и др.
На занятиях с детьми мы проигрываем различные сказки, примеривают на себя роль различных персонажей, разыгрываются этюды, сценки, где дети «оживают» при виде куклы, проявляют наибольший интерес, раскрепощаются, появляется больше положительных эмоций (смех, радость, удивление).
Общение с детьми проходит легко и весело. Ребёнок который всё время стеснялся, боялся сказать лишнее слово, «раскрепощался» и активно включился в работу. При этом шло общение между детьми и педагогом.
Благодаря куклотерапии я заметила, что значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Дети уверенно произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, участвуют в постановке «обычной сказки». Наилучший терапевтический эффект достигается когда дети сами изготовливают куклу.
На занятии с детьми изготовили куклу-оберег из фольги. Ребят это очень увлекло и у каждого получилась своя кукла-настроение. В конце занятия каждый пытался поделиться своими впечатлениями о своей кукле, придумывая разные сказки или рассказ о ней. Работа с детьми была выполнена успешно и с удовольствием. Ребята учились управлять и разговаривать от имени куклы, передавая характер этой куклы. Дети часто драматизируют по сказкам -это наше любимое занятие, быстро запоминают текст, перевоплощаются в героев сказки, подражают им.
По данной теме был проведен мастер-класс для родителей, где родители познакомились с методом куклотерапии, через изготовление из шерсти куклы мотанки. Занятие вдохновило мам, наполнило энтузиазмом и хорошими впечатлениями.
Мой опыт показывает, что если повторить такую куклотерапию несколько раз, ребенок перестает бояться и становится более раскрепощённым. На мой взгляд этот метод для дошкольников – один из самых приемлемых способов устранения фобий и снятия тревожности.
Куклотерапия завоевала сердца многих специалистов, работающих с детьми, благодаря которой развиваются все психические процессы, формируется познавательная активность, дети учится управлять собой и фантазировать.