Пирахмедова ирина
Куклотерапия как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье мы будем рассматривать метод куклотерапии как один из способов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Куклотерапия как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Всевозможные экономические, политические, социальные преобразования, происходящие в нашем с вами обществе, заставляют многих задуматься о будущем страны, о будущем своих детей. В современном мире размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, бездушности, аморальности и агрессивности.
Но самая большая опасность, которая ждет наше общество сегодня – это не экономический кризис и не изменения в политической системе,- это разрушение личности. Когда материальные ценности доминируют над духовными, когда каждый готов идти по головам, только лишь бы добиться своей цели, и неважно какими путями, когда искажены представления у детей о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме, нравственности и гуманности. Именно поэтому, перед каждым педагогом необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания дошкольников.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств дошкольника, как; добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, у него не возникает проблем в общении с окружающими и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поведение и поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В современном мире дошкольного воспитания отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам.
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей.
В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека [2; c.313].
Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не умеет злиться.
Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Как считает В. С. Мухина, кукла для ребёнка – не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнёр по общению во всех его проявлениях[1;c.47].
Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое к великому сожалению забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит кукла -Кувадка, то она оберегала его от неисчислимых козней злых духов. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). «Стригушку» порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат.
Были и такие интересные и полезные куклы : Козьма и Демьян. Это предание про двух братьев, которых за добрые поступки возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.
Существовали и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а потом перевязывали веревкой. Затем к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.
Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае нельзя было выбрасывать - грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.
В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности,счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.
«Оживляя» куклу, ребёнок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, «жизнь», слова, поведение, здоровье; учится находить адекватное, вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Игра с куклой - мир реальности, в котором живет и развивается ребёнок.
С целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нами была разработана социально-педагогическая программа, в основу которой легла идея куклотерапии.