Екатерина Ушакова
Семинар для педагогов «Кто такие особые и трудные дети?»
▼ Скачать
» «Жить - это бороться, бороться - это жить».
П. Бомарше
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Прежде чем пройти в нашу страну, я хочу у вас спросить: Как вы понимаете, понятия «особые дети», «трудные дети»? Каких детей мы будем относить к первой группе, а каких ко второй?
- 2 магн. доски
- таблички – трудные, особые дети
-пустые карточки
-маркеры 2 шт. А в конце семинары, мы проверим ваши предположения.
Публикация «Семинар для педагогов „Кто такие особые и трудные дети?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Мы часто в нашей жизни употребляем слова «Особый, особенный». Кто-то на это обижается, а кто то этому радуется. Мы уверены, что в этом нужно видеть только позитивные стороны. В толковом словаре под ред. Д. Н. Ушакова сказано: «Особый»- не похожий на других, индивидуальный, отличительный. И мы с этим полностью согласны. (слайд)
В каждой группе были есть и будут дети, которые чем-либо отличаются от основной массы детей. Конечно у каждой из вас есть свой опыт работы с такими детьми. Но какой это опыт? Положительный или отрицательный? Возникали ли у вас вопросы: а как мне работать с этим ребёнком? Что с ним? и пр.
Сегодняшний семинар, я надеюсь, ответит на некоторые ваши вопросы и поможет изменить отношение к особым и трудным детям и облегчит взаимодействие с ними.
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Кто же они «Особые» дети (прежде всего дети с ОВЗ?
Ребенок с серьезными эмоциональными, социальными, физическими или психологическими проблемами, которые не могут быть преодолены в необходимой для полноценной социализации степени.
«Особые» дети – это довольно большая группа детей с трудностями в развитии. Еще Лев Семенович Выготский писал о том, что развитие человека происходит при помощи так называемых психологических орудий (языка, письма, чисел и т. д. и т. п.) и, соответственно, ведущую роль в развитии человека играет обучение. У «особых» детей, в силу особенностей их здоровья, возникают трудности в использовании этих психологических орудий. Все это приводит к тому, что у этих детей развитие начинает идти своим «особым» путем
Особыми (Детьми с ОВЗ) называют детей с особыми потребностями.
Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных (особых) условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ имеют различные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, ОДА, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Виды ОВЗ. (слайд 2)
1. Дети с тяжелыми нарушениями речи.
2. Дети с фонетико – фонематическими нарушениями речи.
3. Глухие дети.
4. Слабослышащие дети.
5. Слепые дети.
6. Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием.
7. Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.
8. Дети с ЗПР.
9. Дети с умственной отсталостью легкой степени.
10. Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой степени.
11. Дети с аутизмом.
12. Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание 2-х или более недостатков в физическом и психическом развитии).
13. Дети с иными ОВЗ.
Отдельная категория в группе особых детей- это дети – инвалиды- детства (дети с синдромом Дауна, ДЦП)
Как правило, ребята имеют тяжелые формы инвалидности.
В нашем детском саду имеются дети из перечисленных выше категорий.
Каких детей называют «трудными»?
(слайд 3) «Трудные дети» — сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в семье
(слайд 4) "Трудный ребенок – не врожденный порок личности, а результат неправильного воспитания. Иными словами, ответственны за это именно взрослые, своими непродуманными действиями сформировавшие у детей асоциальное поведение». Считается, что трудные дети – это дети с нарушенной психикой.
Нередко у таких детей начинает развиваться синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сопровождающийся невнимательностью, импульсивностью, неспособностью концентрироваться, а также периодически повторяющимися истериками и приступами гнева.
Уважаемые коллеги, давайте сейчас обратимся к нашим понятиям, на основе прослушанного материала, может вы где- то допустили ошибки?
В нашей стране «Особых и трудных» детей работает педагог- психолог