Артемьева Елена
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности в средней группе
общеразвивающей направленности «Василек»,
воспитатель Е. М. Артемьева
Тема: «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает»
Образовательные области : ведущая – социально – коммуникативное развитие, интеграция с областями – познавательное и речевое развитие.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе „Кто друг другу помогает, тот врага одолевает“» размещена в разделах
Цель: развитие социально-коммуникативных умений дошкольников, создание условий для реализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей, развитие связной речи.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать желание помочь и чувство сопереживания.
Развивающие: развивать представления дошкольников о дружбе, формировать наглядно-образное мышление; обогащать активный словарный запас (шарик, дружба, друг, защита, микроб, вирус, враг, воздух).
Обучающие: активизация познавательного интереса ребенка к содержанию взаимоотношений между людьми, продолжать формировать элементарные представления об окружающем мире; познакомить со способами экспериментального исследования объектов и явлений (свойства воздуха).
Предварительная работа:
1. Просмотр видеофрагментов мультфильмов по произведениям А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», Э. Успенского «Чебурашка и крокодил Гена» и беседы о дружбе.
2. Прослушивание аудиозаписи песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
3. Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
Оборудование: доска, мел (или фломастеры для рисования, заготовки-изображения красных шариков по количеству детей, тарелка с водой, молотый черный перец, жидкое мыло для экспериментирования, трубочки—соломинки по количеству детей и емкость с водой, надувные шарики разного цвета для каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает»? (Ответы детей).
- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас друзья? Как их зовут?
- Как вы думаете, хорошо ли жить без друзей? Почему плохо?
- Может ли человек быть один, совсем без друзей?
- Какими должны быть настоящие друзья? Назовите те качества, которые помогают дружбу сохранить.
- Хотите почитать рассказ о дружбе? Тогда садитесь, пожалуйста, мы начинаем…
2. Практический этап.
А. Митта
Шар в окошке
Коля заболел. Лежит в постели. На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет ( Вопрос к детям: Как вы думаете, почему не придет? Ответы детей принимаются, но не комментируются.) Нельзя, заразиться могут. (Вот, оказывается, почему).
Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и то, его только слышно бывает, а не видно. И вдруг, видит Коля – красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергаться. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое? Не поймет Коля. ( Вопрос к детям: А вы поняли, что это за шарик? Догадались? Ответы детей принимаются, но не комментируются). Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется пустяк – шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Толя стоит и смеется. И все ребята, наверное, стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят.
Вопросы к детям:
- Ребята, вам понравился рассказ?
- Что вам показалось интересным? Почему?
- Давайте мы с вами поэкспериментируем и нарисуем веселые рожицы мелом на доске. (Предложить детям выразить свое отношение к прочитанному тексту с помощью мелков на доске или фломастеров на изображении красного шарика, подготовленного воспитателем заранее по количеству детей).
- Ребята, как вы думаете, почему Коля заболел? (Ответы детей).
Верно, вирусы и микробы наши общие враги. Коля от них не защитился и заболел. Как же можно одолеть нашего врага? Чего боятся микробы и вирусы? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент и посмотрим, как вирус мыла боится. (Показать и предложить детям попробовать самим сделать опыт с перцем).
Опыт 1. Цель: формировать представление о том, как микробы и вирусы боятся мыла
Насыпать в тарелку с водой молотый черный перец, обозначающий микробы и вирусы. Затем опустить в воду свой палец. На пальце останутся крупинки перца – так вирусы и микробы липнут к нашему организму.
Если предварительно окунуть палец в жидкое мыло, а затем в тарелку, где вода с перцем. В этот момент происходит «магия» – перец отступает от пальца в тарелке с водой мгновенно.
Результат. После первого эксперимента, перец остается на пальце. Во втором случае - мыльный раствор «отгоняет» частички перца от пальца, оставив его чистым.
Вывод:
- Вот так вирус и микробы убегают от чистых рук. Для того, чтобы не заболеть, нужно мыть ручки с мылом.
3. Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот» (дети должны догадаться и произнести противоположное по смыслу слово, сопровождая его движениями)
Можно садиться, и можно (вставать) (дети встают)
Можно работать и (отдыхать) (ложатся на пол)
Порой убегать, а порой (догонять) (бег на месте)
Порой говорить, а порою (молчать) (закрывают рот руками)
Одни веселятся – другие (грустят) (изображают грусть)
Одни говорят, а другие (молчат) (указательный палец к губам)
Одни горько плачут – другие (смеются) (улыбаются, смеются)
То вещи теряются, то вдруг (найдутся) (разводят руки в стороны)
Скажу я слово «высоко» (руки вверх, а ты ответишь … («низко») (опускают руки вниз до пола).
Скажу я слово «далеко» (смотрят вдаль, приставив руку ко лбу, а ты ответишь … («близко») (удивляясь, разводят руки).
Скажу я слово «потолок» (показывают на потолок, а ты ответишь («пол») (садятся на пол).
Скажу я слово «потерял» (делают вид, что что-то потеряли, а скажешь ты («нашёл») (изображают находку!
Скажу тебе я слово «враг» (мимикой изображают испуг, ответишь ты … («друг») (встают в уверенную позу).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Кто надул шарик для Коли? Верно, его друзья, чтобы порадовать больного. А как вы думаете, чем наполнен воздушный шарик? Проверим вместе, есть ли воздух внутри вас?
Опыт 2. Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками. Также как надувной шарик взлетает вверх, когда наполняется воздухом.
Опыт 3. Цель: формировать представление о свойствах воздуха (прозрачный, легкий)
Воспитатель: предлагаю вам надуть шарики и проверить, сколько воздуха в нем может поместиться.
Результат: Дети обнаруживают, что если шарик сильно надуть, он может лопнуть, потому что воздух весь в нем не помещается.
Вывод: не перестараться и позаботиться о том, чтобы шарик не лопнул.
4. Рефлексивный этап.
- Что мы с вами делали сегодня? (Побеседовали о пословице, прочли рассказ о дружбе, раскрасили шарики, провели опыты).
-Что именно вам понравилось? (Ответы детей).
- О чем расскажете дома? Что покажете родителям?
-Хотите поиграть с шариками, нарисовать на них рожицы и подарить их своему другу?
Дети начинают обыгрывать свои рисунки с красными шарами и надувать и разрисовывать свои разноцветные надувные шарики.