Анастасия Ковалёва
Краткосрочный проект в старшей группе «Мы — юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.
Актуальность:
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта, развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему обобщить результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностях значимости физических явлений для человека и самого себя. Исследования, познавательная деятельность способствуют расширению кругозора детей, расширению активного словаря, формируют представления об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии дошкольника.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Мы — юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цель:
Формирование представлений о свойствах и качествах воды, снега и льда.
Задачи:
-образовательные: знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега и льда; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;
-развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности;
-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Тип проекта :
- по продолжительности: краткосрочный
-по виду деятельности: познавательно - исследовательский
-по количеству деятельности: коллективный
-по профилю знаний: межпредметный
Участники проекта : дети старшей группы «Сказка», воспитатели, родители.
Условия реализации проекта :
1. Соблюдение правил безопасности;
2. Оснащенность материалами, оборудованием:
- вода, снег, лед, термометр и другое,
-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,
-цветной принтер, проектор, экран, фотоаппарат, видеокамера.
Сроки реализации проекта : одна неделя (с 12.12.2016г. по 16.122016г.)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
1. Изучение научной литературы по проблеме
2. Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
3. Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
-подборка оборудования для проведения опытов; приобретение набора «Опыты с водой»;
-подборка дидактических и подвижных игр;
-подборка художественной литературы.
2. Организационный этап
Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);
-организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
- взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.
3. Практический этап
I день
Тема «Волшебница вода» :
- «Что такое вода?»
-«Круговорот воды в природе».
-«Вода может растворяться».
2день
Тема «Знакомство и опыты с термометром» :
-термометр в теплой воде;
-термометр в холодной воде;
-термометр на улице (в зимнее время года).
3 день
Тема «В царстве Снежной королевы» :
-«Что такое снег (лёд?»
-«Где образуется снег?»
-«Что такое иней?»
-«Сравнение снега и льда»
- «Что находится в снегу между снежинками?»
-«Зачем Снежной королеве шуба?».
4 день
Тема «Загадочные опыты на улице» :
-«Выращивание сосулек»;
-«Разноцветный снег»;
-«Цветные льдинки»;
-«Снежные цветы»;
-«Дед Мороз и расписные окна».
5 день
Экспериментальная деятельность для детей и родителей «Снег своими руками».
4. Заключительный
1. Фотоотчёт «Мы – юные исследователи»
2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.
3. Украшение участка цветными льдинками, сооружение снежных построек.
Интеграция образовательных областей при реализации проекта
Физическое развитие
-Комплекс утренней гимнастики,
- подвижные игры «Мороз-красный нос», «Снежная королева», «Снежинки», «Льдинки»,
- игры народов Севера «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Льдинки и ветер»,
- игровые упражнения «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту»,
-психогимнастика «На зимней прогулке».
Познавательное развитие
-Рассказ «Зимушка зима в нашей Республике Коми», «Воркута – северный город»;
- виртуальное путешествие в царство Снежной королевы (скульптуры изо льда);
- дидактические игры «Времена года», «Соль и лёд», «Почему тает снег», «Снег и лёд», «Снежные скульптуры»;
-Викторина «Путешествие на Северный полюс».
-Игра «Когда это бывает?», «Почему снег белый?».
Речевое развитие
-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;
-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);
Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»
- пальчиковые игры «Снежок», «Снежная горка».
Социально –коммуникативное развитие
- беседы «Если хочешь быть здоров», «Лёд может быть опасным»;
-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;
- сюжетно-ролевые игры «На Северном полюсе», «Снежная королева», «Больница».
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование нетрадиционными техниками «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры»;
-выставка рисунков «Волшебница зима»;
- лепка «Северный олень»;
-аппликация «Зима»;
- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.
Результаты реализации проекта :
1. Расширение представлений детей о воде, снеге, льде.
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.
Результаты деятельности педагога
1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.
2. Повышение информационной культуры педагога.
3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Список используемой литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.