ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
• Образовательные:
1. Обобщать представления детей о воздухе и его свойствах : невидимый, прозрачный, легче воды, учить выявлять наличие или отсутствие воздуха в различных предметах.
2. Продолжать учить детей ставить цель, выдвигать гипотезу (предположение, находить способ решения исследовательской задачи, обобщать и фиксировать полученный результат.
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности „Юные исследователи воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
3. Актуализировать и закреплять знания детей о лаборатории и её оборудовании, о правилах безопасного поведения.
• Развивающие:
1. Активизировать и расширять активный и пассивный словарь (лаборатория, ученые, исследователи, эксперимент, лупа, микроскоп, чашечные весы, колбы, пипетки, песочные часы, схема, фиксировать, предположение).
2. Развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес, умение анализировать и обобщать.
• Воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, договариваться.
2. Воспитывать патриотизм, через знакомство с жизнью и деятельностью нашего земляка М. В. Ломоносова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: познание, речевое, художественно-эстетическое.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТАРИАЛЫ:
• Мольберт, магнитная доска;
• Картинки с изображением лупы, песочных часов, микроскопа, чашечных весов, колб и пипеток;
• Схемы правил поведения в лаборатории;
• Схемы фиксирования результатов опытов;
• Приборы и предметы для проведения опытов;
• Халаты;
• Карандаши;
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1 этап Орг. момент
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Я приглашаю вас в путешествие в лабораторию и надеюсь, что оно будет интересным и увлекательным.
- А отправиться я предлагаю на самолёте.
* «Самолет»
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 – поворот вправо;
2 – И. п. ;
3 - поворот влево;
4 - И. п.
2 этап Основная часть Получение новых знаний
- Занимайте места в самолете, всем места хватит.
- Пока летит наш самолет, я предлагаю вам посмотреть на экран и послушать историю.
«300 лет назад осенью 1711года на северной окраине России неподалеку от города Холмогоры, в деревне Мишанинской, в Архангельской области, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился мальчик Михайло.
Михайло рос здоровым и сильным. Когда ему исполнилось 9 лет, отец стал брать его с собой в море на свое судно «Чайка».
Но Михайло больше тянулся к грамоте. Читать и писать он быстро научился и прочитал все книги в своей деревне. Много интересного он узнавал из книг.
Но больше всего ему хотелось учиться в настоящей школе. А отец ему не разрешал. Однажды зимой мимо деревни проходил обоз торговцев рыбой. Михайло вместе с ними отправился в Москву. Было ему тогда 19 лет.
Учился Михайло с интересом. Окончил школу и уехал учиться за границу, а когда вернулся в Россию, стал работать в Академии наук - разными науками заниматься и других обучать.
Михаил Васильевич Ломоносов по своим чертежам оборудовал первую в мире химическую лабораторию».
- Внимание! Объявляю посадку!
- Вот мы уже почти в лаборатории.
- Ребята, а вы знаете что - такое лаборатория?
- Да, лаборатория – это помещение, в котором ученые-исследователи проводят различные опыты и эксперименты. (Дети вместе с воспитателем подходят к мольберту)
- Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено?
- А как назвать все эти предметы одним словом?
- А вы хотели бы стать юными исследователями и провести какой -нибудь опыт?
- В любой лаборатории надо соблюдать правила безопасного поведения.
- Посмотрите на схемы и выберите те, которые, по вашему мнению, подходят к правилам безопасного поведения в лаборатории.
- Попробуйте объяснить выбранные вами схемы.
Игровое упражнение «Правила безопасного поведения в лаборатории»
Дети выбирают схему, объясняют, что она означает, называют правило
(надевать белые халаты, не шуметь, не баловаться и т. д.)
Динамическая пауза Физкультминутка.
Приготовимся трудиться.
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимаем руки вверх – это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять. Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
(Выполняют движения в соответствии с текстом)
Закрепление знаний
- Надевайте белые халаты и проходите в нашу лабораторию. Занимайте места.
- Послушайте внимательно стихотворение - загадку и скажите о чем мы с вами сейчас будем вести речь:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Всех окутывает нас.
- Правильно. Какие свойства воздуха вы знаете?
- Молодцы! Правильно! Воздух не любит находиться в воде, он пузырьками выпрыгивает из воды.
- А как вы думаете, в предметах есть воздух?
- У вас на столах находятся предметы, придвиньте поднос с предметами и перечислите их (камень, губка, ключ, мел, стеклышко, пластмассовый киндер).
- Давайте сделаем предположение, в каких же из этих предметов может быть воздух!
- Мы будем работать в парах, по очереди опускать предметы в воду, если пойдут пузырьки, это будет означать, что выходит воздух. Этот предмет, в котором есть воздух – положите на поднос со знаком «воздуха». А если в предмете нет воздуха. То положите на поднос со знаком «нет воздуха».
- Давайте проверим, в каких же предметах есть воздух.
- Оботрите руки салфетками.
- Назовите предметы, в которых нет воздуха?
- Назовите предметы, в которых есть воздух?
- Ребята, скажите, мы подтвердили наше предположение о том, что в предметах есть воздух?
- Ученые-исследователи обязательно записывают (фиксируют) результаты своих опытов и экспериментов. Мы тоже зафиксируем результаты нашего опыта на карточках. В столбик, со знаком «воздуха» нарисуйте предметами, в которых есть воздух. А в другой столбик со знаком «нет воздуха» нарисуйте предметы, в которых нет воздуха.
- Все зафиксированные результаты нашего опыта давайте соберем и сложим в конверт «Результаты исследований». Возьмем этот конверт с собой в детский сад.
- Молодцы, вы справились с заданием, стали настоящими юными исследователями. И на память хочу вам вручить знаки отличия «Юные исследователи».
- Теперь нам пора возвращаться в детский сад.
- Снимайте халаты и отправимся в обратный путь.
* «Самолет»
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
3 этап Заключительная часть Рефлексия
Подведение итогов
- Ребята, что интересного вы узнали? С каким известным ученым мы познакомились? Как называется помещение, где мы проводили опыт? Какой опыт мы проводили в лаборатории?
- Правильно! Но мы проверили наличие воздуха не во всех предметах, дома вместе с родителями вы можете провести опыты с другими предметами.
- У вас в руках кружки красного и зеленого цвета. Если у вас были небольшие трудности при выполнении заданий, поднимите красный кружок. Если занятие было интересным и увлекательным и вы, узнали что - то новое поднимите зеленый кружок;
- Внимание! Объявляю посадку.
- Положите кружочки на стульчики и выходите из самолета.
- Молодцы! Спасибо вам большое за работу на занятии. Мне очень понравилось с вами заниматься. Но вас ждут ваши друзья, меня мои ребятки. Возьмите этот конверт с результатами исследований и пополняйте его. До свидания!