Анна Петренко
«Космическое путешествие». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
«Космическое путешествие».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР
Подготовила : учитель-дефектолог Петренко Анна Владимировна
Обучающие задачи.
Уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь дошкольников.
Развивающие задачи.
Публикация «„Космическое путешествие“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Развивать фантазию, воображение, сообразительность, мыслительные и речевые способности, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику рук, умение анализировать, сравнивать, рассуждать.
Воспитывающие задачи.
Воспитывать интерес и любовь к космосу; воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать педагога и товарищей, интерес к познавательной деятельности.
Методические приёмы.
-наглядный: рассматривание планет, космического пространства, звезд, фотографий покорителей космического пространства;
-слушание аудиозаписей (космическая музыка);
-словесные: беседы, вопросы, напоминание, чтение стихов.
-игровые: игра на внимание.
-конструирование
Оборудование.
Музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска. Музыкальный зал оформлен для полета в космос (звезды, кометы, игровой набор «Дары Фрёбеля», стол с песком.
Демонстрационный материал.
Разрезные картинки; изображения планет Солнечной системы, космических кораблей, телескопа, фотографии покорителей космического пространства.
Предварительная работа.
Знакомство с историей покорения космического пространства; с космонавтами нашей страны, чтение стихов и рассказов о космосе и рассматривание космических иллюстраций.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Знаете ли вы?
Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои космонавты на виду :
Им на земле спокойно не живется,
Их почему-то вечно тянет ввысь,
Им звезды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Дефектолог: Ребята, вы уже догадались, о чем мы свами будем говорить?
- Правильно, о космосе!
(слайд 2)
- С давних времен загадочный мир планет, притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью.
(слайд 3)
- Давным-давно, когда люди только начинали осваивать Землю, они представляли ее чашей, которая находится на трех гигантских слонах стоявших на панцире черепахи. Эта черепаха плавала в море, а мир накрыт куполом неба со множеством звезд.
(слайд 4)
- С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений умных и добрых людей. Они построили корабли и совершили кругосветное путешествие. Узнали, что земля круглая, а астрономы доказали, что Земля летает в космосе.
(слайд 5)
- Потом люди научились подниматься в небо на воздушном шаре, позже на самолете, вертолете. Но ученые мечтали о космосе.
(слайд 6)
- Ученый Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полетах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно.
(слайд 7)
А конструктор Сергей Королев, взял и построил такой корабль.
(слад 8)
- Прежде всего ученые проверили безопасность полетов на собаках. Первыми на этой ракете полетели собаки - Белка и Стрелка. Они побывали в космосе, но ничего не могли рассказать о своем путешествии.
(слайды 9 и 10)
-Для изучения космоса разработаны специальные корабли. Первый полет в космос был совершен 12 апреля 1961 г. Юрием Алексеевичем Гагариным. Корабль, на котором Ю. А. Гагарин совершил свой легендарный полет вокруг Земли, назывался “Восток”. Весь мир следил за этим путешествием.
(слайд 11)
- И теперь каждый год наша страна отмечает этот праздник как День космонавтики и авиации.
(слайд 12)
- После Гагарина в космос летали сотни космонавтов, даже женщины. Первую женщину космонавта звали Валентина Терешкова.
(слайд 13)
- Полет Юрия Гагарина был трудным и опасным, он был очень важен для дальнейшего изучения космоса. Сейчас космонавты исследовали Луну и почти все планеты Солнечной Системы.
II. Основная часть:
А сейчас ребята вам
Я один вопрос задам,
Школу юных космонавтов
Собираюсь я открыть,
Вы хотели бы ребята в эту школу поступить?
Дети: Да!
Дефектолог: Для того чтобы полететь в космос нужно быть здоровым! Начинаем подготовку, выходи на тренировку.
Физминутка:
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс. (Кружатся)
Звезды в гости ждите нас.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост – (руки назад, в стороны)
И поднимется до звезд. (тянемся вверх)
Дефектолог: Вы ребята молодцы! Вы здоровы и к полету готовы! Но для полета в космос нужно быть не только здоровым, но и умным. И готовым справиться с непредвиденными ситуациями.
Игра называется «Один – много» (с мячом)
Планета – планеты.
Космонавт - космонавты
Астронавт – астронавты
Метеорит- метеориты
Полёт - полёты
Ракета - ракеты
Корабль - корабли
Комета - кометы
Звезда – звёзды
Пришелец- пришельцы
Тренировка - тренировки
Скафандр - скафандр
Шлем – шлемы
Иллюминатор – иллюминаторы.
(слайды 14, 15,16)
Дефектолог: – Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом?
Дети: – Нет нельзя. Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете. Нужно брать специальные тюбики с едой.
Дефектолог:– Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках?
Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и др.
Дефектолог: - Ребята, а какая одежда нужна космонавту? (ответы детей)
(слайд 17)
У космонавта не простая одежда, а специальная. Это скафандр. Он должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки.
(слайд 18)
В космосе нет воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот в такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.
Дефектолог: – Молодцы! А вы хотели бы прямо сейчас отправиться в космос?
- А на чем мы туда можем полететь?
- Я предлагаю вам стать конструкторами и сами построить свой космический корабль.
Совместное конструирование ракеты из игрового набора «Дары Фрёбеля».
Дефектолог:– Вот какой интересный, необычный, современный получился у вас космический корабль!
Ребята, я предлагаю вам дать название нашему кораблю.
Дети отвечают.
Дефектолог: – Чтобы начать наше путешествие, нужно отгадать какое слово лишнее: планета, ракета, луна, кошка.
Дети: – Кошка.
- Ребята, мы все теперь экипаж ракеты, мы должны быть дружными, внимательными….
Дефектолог: – Наш девиз дружбы:
Дети: – Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -много!
Дефектолог: - Вы молодцы, одеваем скафандры (имитация движений одевание скафандра) и отправляемся на космодром, нас ждет ракета.
(Слайд 20)
Дефектолог:– Объявляется пятиминутная готовность, начинаем отсчет:10,9,8,7,6, 5, 4, 3, 2, 1. Взлет. (Слайд 21)
(звучит музыка)
Дефектолог: – Ребята, вот мы и в космосе! Посмотрите, сколько звёзд! Полюбуйтесь их сиянием. (слайд 22)
В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы звёзд в созвездия. (слайды 23, 24)
Дефектолог: - У меня есть одно испытание для вас, это игра «Семейка слов», нужно образовать слова к слову «звезда».
- Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)
- Если на небе много звезд, то мы скажем какое оно? (звездное)
- А если на небе нет звёзд, то какое оно? (беззвёздное)
- Как называется корабль, который летит к звёздам? (звездолёт)
- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам (звездочет)
Дефектолог: - Ребята, посмотрите, что-то не так на звездном небе.
Игра «Звездное небо». («Найди место звезде»)
(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)
Дефектолог: – Ой, что это такое пролетело?
Дети: – Это, наверное, звезда упала.
Дефектолог: – Ребята, есть такая примета: когда падает звезда, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя загадает желание.
(Звучит спокойная музыка)
(Возвращение в ракету)
Дефектолог: - Нам пора продолжать наше путешествие
(слайд 25)
Дефектолог: – Внимание! Наш космический корабль приближается к спутнику Земли Луне.
(слайд 26)
Поверхность Луны состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?
Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”
- Представьте, что песок – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось на поверхности Луны – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность Луны мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).
Дефектолог: - Друзья, мы же не привыкли к состоянию невесомости. Наверное, некоторые из вас уже устали. Давайте мы вспомним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«Мы планеты посчитаем»
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
Планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
Полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
Дефектолог: - А теперь мы отправляемся к планетам солнечной системы.
- Посмотрите на экран - как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ слайда 27).
Дефектолог: - Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля.
Д/и “Разрезные картинки”. (Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).
Дефектолог: - Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?
(слайд 28)
- Это солнце – вокруг которого, вращаются девять планет, множество мелких планет – астероидов и комет.
- Планеты и солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из планет находятся ближе к солнцу, другие – дальше от него. Каждая планета движется по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой не покидает пределы Солнечной системы.
-Ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь — Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Итог:
Внимание, мы возвращаемся на Землю, пристегнуть ремни! Поехали!
Начать обратный отсчет! (звучит космическая музыка)
«10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.»
Приземление прошло успешно, спасибо за полет!