Светлана Волощук
Коррекционно-развивающая работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Для эффективности и целесообразности реализации данного направления педагогической деятельности нужно определится с направлениями коррекционо- развивающей работы.
Исходя из направлений коррекционно-развивающей деятельности детского сада, определенных ФОП ДО детский сад должен обеспечить:
- квалифицированную помощь в освоении программы детям, испытывающим трудности в ее усвоении – это дети с социальной дезадаптацией, часто болеющие дети, дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поэтому не посещающих детский сад систематически;
Публикация «Коррекционно-развивающая работа в детском саду» размещена в разделах
- адаптацию образовательной программы под индивидуальные особенности детей-инвалидов или детей с ОВЗ;
- адаптацию образовательной программы под интересы и возможности одаренных детей.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа строится дифференцированно в зависимости от имеющихся у воспитанников особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной или регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения.
Для выявления причин неблагополучия и уточнения представлений родителей о развитии ребенка (особенности восприятия, развития, проявления склонностей или одаренностей) наиболее логичным представляется составление социального паспорта семьи. Он может составляться воспитателем как после посещения семьи, так и из бесед с родителями о режиме ребенка, о формах и способах воспитания, проведения досуга;
Следующим этапом реализации коррекционных мер является разработка и реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения специалистами ДОУ совместно с педагогом.
Продумывая виды работ, формы контроля по реализации поставленных коррекционно-развивающей работы, педагоги вынуждены искать такие формы организации детей, которые бы позволили реализовать задачи коррекции поведения, речевых, психо-моторных и коммуникативных нарушений, учитывающих нагрузку в детском саду на детей и педагогов.
Одним из таких действенных инструментов является народный праздник. Праздник - это социальное явление, специфическая жизнедеятельность людей, призванная обеспечивать развитие культуры народа. Он играет значимую роль в процессе социализации личности, создает условия для самообразования, раскрытия индивидуального потенциала ребенка, его становления, а также – это эффективное развивающее и коррекционное средство в работе с детьми. Так как традиции проведения народных праздников богаты играми, преданиями и поветриями, насыщены устным народным творчеством.
Для того чтобы праздник нес в себе воспитательно-развивающую, коррекционно-образовательную функцию, праздник не должен быть зрелищем. Он должен быть значимым событием в жизни ребенка. Для этого необходимо учитывать его сложную структуру:
- предпраздненство – подготовка к празднику,
- совместное общественное гуляние, и
- попраздненство – выведение из праздничной гульбы в будничную жизнь.
Каждый из этих структурных единиц несет в себе не только смысловую нагрузку, но и педагогическую.
Так, в период подготовки к праздничному событию, взрослый разучивает с детьми подвижные народные игры с закличками, считалками, пестушками. С помощью сказок, веселых потешек, прибауток, скороговорок, закличек, песенок, дразнилок, богатых эпитетами, сравнениями и метафорами помогают детям овладеть родным языком и накопить запас слов. А замысловатые загадки, пословицы, приговорки, перевертыши и считалки – незаменимый инструмент для развития психических процессов и функций. К тому же малые народные формы способствуют развитию просодической стороны речи. Именно ритмичность, повторение способствует формированию у детей достаточного дыхания, нормального темпа и отработанного ритма речи, характерного тембра, научаются варьировать интонации.
Еще одной значимой традицией праздника является дарение подарков. Дарение – это способ коммуникации, акт проявления своих чувств и одновременно самопрезентация, подарок – это текст, который может и должен прочитать одариваемый. Обмен подарками предполагает открытость, взаимность и доверие друг к другу.
Совместное общественное гуляние, позволяет детям идентифицировать себя с социумом, а инсценировка помогают перевести эти яркие и выразительные средства фольклора в активный словарь.
И, конечно, по окончанию события должно быть действо, позволяющее переключиться на будничный ритм жизни. Это: приведение в порядок помещения, обсуждение пережитых эмоций.
Не секрет, что усилия педагога могут достичь своих целей только в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. И вот тут педагоги-практики сталкиваются с двумя проблемами:
- во-первых, дети, которые в силу разных причин долго не посещают детский сад, не участвуют в подготовке к празднику и поэтому на самом празднике выполняют роли зрителей, а не соучастников. Они попросту выпадают из образовательного процесса. А планы специалистов по реализации индивидуальных маршрутов остаются номинальными.
- во-вторых, многие родители не знакомы с традициями народных праздников, поэтому дома праздничное гуляние подчас превращается в застолье, а не в воспитательно-развивающее событие. Иными словами, цели воспитательно-коррекционной работы, которые определили специалисты детского сада, становятся нереализованными и эфемерными.
Для вовлечения родителей в коррекционно- развивающий процесс многие педагоги используют проектную деятельность, индивидуальные консультации. В последнее время набирают популярность акции в социальных сетях детского сада или группы и интерактивные пособия. Благодаря развитию интерактивных способов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, педагоги могут продолжать полноценно реализовывать образовательный процесс и держать на контроле динамику коррекционной работы, а при необходимости внести коррективы и уточнения.
Таким образом, продуманная структура организации праздничного события, слаженная работа специалистов детского сада с родителями воспитанников позволяет решать задачи воспитания и образования каждого ребенка, определенные образовательной программой, но и учитывать его индивидуальные возможности, а также запросы его семьи.