Приложение МААМ

Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в школе для обучающихся с ОВЗ

КСЕНИЯ КУЧЕР
Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в школе для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная направленность воспитательного процесса — это специфическая особенность педагогического процесса в специальном образовательном учреждении. Разные сферы воспитательной и внеклассной работы предоставляют широкие возможности для проведения коррекционной работы. Чем полнее будет проведено дифференцированное выявление этих возможностей, тем более эффективной станет комплексная коррекционная работа, целью которой является предупреждение, преодоление или уменьшение вторичных дефектов и использование сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатков развития.

Публикация «Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в школе для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Компенсаторные возможности человеческого организма настолько велики, многообразны, что в специальной педагогике существует мощный арсенал подходов, позволяющий оказывать педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями. Конкретные методические пути использования процесса воспитания в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ, способов сочетания практических и словесных средств воспитания.

Коррекционное сопровождение воспитательного процесса. Особенность принципа целеполагания заключается в том, что коррекционная задача при проведении любого воспитательного дела должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного мероприятия, через которые будет поступать и отрабатываться получаемая информация.

А для того, чтобы эта информация поступала по работающим каналам, надо эти каналы продиагностировать, проверить уровень их функционирования, с тем, чтобы исключить вариант, при котором информация будет передаваться по заблокированным или плохо работающим путям. Для этого педагог опирается на результаты комплексной психолого-педагогической диагностики, проводимой на этапе, предшествующем собственно коррекционному, которая указывает на сохранные функции, мотивацию, интересы и потенциалы, зону ближайшего развития, коррекционные возможности для индивидуальной работы.

Каждое воспитательное мероприятие, проводимое в специальной школе, должно быть обязательно подкреплено наглядным дидактическим инструментарием. Основной принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци и названный «золотым правилом»принцип наглядности тоже имеет свои особенности и предполагает применение мультисенсорных техник: воздействие воспитательных мероприятий имеет ряд особенностей. в процессе воспитания на все каналы восприятия ребенка с ОВЗ : слух, зрение, осязание. В коррекционной школе используются инструменты зрительной (натуральной, иллюстративной, графической, слуховой (собственно слуховой и специфической, динамической и комбинированной наглядности.

Для детей с интеллектуальным недоразвитием более всего подходит наглядность схематичного плана, то есть рисунки, которые поэтапно воссоздают предмет, схемы, последовательно рисующиеся на глазах учащихся, составление букв, цифр, иллюстраций из элементов, разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы, палочки Кюизенера, логические блоки Дьянеша. и т. п. Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого. Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия, которые могут быть изготовлены самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и структуре. А это приносит большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина).

Особенностью практического использования наглядных средств является, с одной стороны, — обязательное предъявление материала с опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы, а с другой — ограничение в использовании иллюстративного материала (одномоментное рассматривание не более одного/двух предметов).

Специальные приемы использования:

1. Не следует рано показывать наглядное пособие для осмысления его содержания.

2. Перед рассматриванием проводить предварительную беседу.

3. Внимание учащихся направлять на характерное, существенное в содержании предъявляемого пособия.

Кроме того, расположение иллюстративного материала следует осуществлять на уровне, доступном восприятию (предпочтительнее — слева, на уровне или чуть выше уровня глаз, выполнение в материала — в единой цветовой гамме или едином формате, своевременная его смена, размер (укрупненный).

Принцип развития динамичности восприятия (Худенко Е. Д., предполагает построение схемы воспитательного мероприятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности с учетом интересов и жизненным опытом обучаемых («зона ближайшего развития»). Педагогу следует готовить такие задания, при решении которых у ребенка с ОВЗ возникают какие-то небольшие (посильные) препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию, его возможностей и способностей, т. е. будет происходить развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации.

На основе активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия. Не следует форсировать без нужды процесс воспитания, не следует стремиться к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы в ходе каждого воспитательного мероприятия упражнялись и развивались различные психические процессы. И для этого педагог может включать в содержание планируемого мероприятия специальные коррекционные упражнения : для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления, пространственной ориентировки и пр.

При этом педагог должен помнить, что для исправления недостатков восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки существуют специальные приемы, которые и должны включаться в содержание каждого мероприятия.

Воспитательная задача в процессе подготовки и проведения воспитательных мероприятий может быть ориентирована на решение проблемы воспитания мотивации, то есть потребности, желания приобретать знания. Принцип мотивации заключается в том, чтобы сам излагаемый на воспитательном мероприятии материал был интересен ученику, для добровольного включения в деятельность.

Мотивация складывается у ребенка с ОВЗ из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого воспитанника и соответствующая этой деятельности оценка, использование системы поощрений, игнорирование незначительных поведенческих нарушений и т. д.

Повышает мотивацию учащихся, способствуют росту воспитательного потенциала излагаемого на внеклассных мероприятиях материала и использование дополнительных вспомогательных приемов и средств, таких, как памятки, образцы выполнения заданий, алгоритмы деятельности, печатные копии заданий, написанных на доске, использование упражнений с «дырчатым» текстом, листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации, предоставление краткого содержания материала в виде планов, опорных схем, использование учетных карточек для записи тематики воспитательных мероприятий, предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до начала мероприятия, альтернативные замещения заданий в виде лепки, рисования, тестирования, театрализации. Надо создать такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку посильные задания.

Особенности использования принципа здоровьесбережения при проведении мероприятий состоит в использовании специальных ассистирующих средств и современных технологий, создании климата психологического комфорта, доброжелательности, педагогического такта, поощрении дружелюбия к ребенку со стороны детского коллектива, предоставлении учащемуся права покинуть свое место и уединиться на так называемом «островке безопасности», сохранение зоны личного пространства (вытянутая рука, использование невербальных средств общения, разработка кодовой жестовой системы, которая даст учащемуся определенную информацию, и т. д.

Таким образом, при подготовке, проведении любого воспитательного мероприятия в специальной школе, на переднем крае должна находиться коррекционная составляющая, опирающаяся на результаты комплексной психолого-педагогической диагностики и учитывающая особенности восприятия информации учащимися с ОВЗ.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Анкетирование «Изучение интересов и склонностей обучающихся» Цель: При помощи анкеты определить основные склонности воспитанников. Анкета Фамилия___Имя___класс.

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Игровая программа для обучающихся 1–4 классов «Я имею право» Правовая игра Ведущий: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. Сегодня мы отправимся в необычную страну. А о чем пойдет речь в.

Консультация для родителей «Как не навредить ребёнку во время воспитательных мероприятий?»Консультация для родителей «Как не навредить ребёнку во время воспитательных мероприятий?» Нет таких детей, которые были бы идеальны, всегда слушались взрослых и не капризничали. В случае конфликтных ситуаций надо стараться действовать.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопияКоррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия Ходьба по дорожке направлена на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голеней.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника - Л. Йовайши (автор.

Занятие по ПДД для обучающихся 1 класса «Разметка дорог» Занятие для обучающихся 1 класса на тему: «Разметка дорог» Цель: познакомить детей с видами дорожной разметки. Задачи: обучающая – знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в школе для обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 17 января 2020 в 12:30
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий в школе для обучающихся с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем КСЕНИЯ КУЧЕР в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД