Эльвина Шпехт
Занятие по коррекционной работе по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Коррекционная работа логопеда по формированию лексико – грамматических средств языка для детей с нарушением интеллекта».
Цель: Продолжить работать над правильным произношением звуков «л – ль» в словах и предложениях. Упражнять детей в употреблении имени существительных в винительном и предложном падежах, в составлении простых предложений с предлогами «в», «на», «под», в правильном согласовании прилагательных с существительными, глаголов с существительными с использованием ТРИЗ, притяжательных прилагательных, антонимов, сложносочиненных предложений с союзом «а». Закреплять и расширять знания детей о диких животных и их детенышей, учить детей имитировать повадки, мимику животных. Развивать общую и мелкую моторику.
Публикация «Занятие по коррекционной работе по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Логопед: - «Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим о диких животных, будем четко произносить звуки «л – ль» в словах и предложениях, вспомним маленькие слова – предлоги «в», «на», «под». Показывает карточки со схематичным изображением этих предлогов:
Затем берет в руки игрушку Каркушу. - Каркуша: Кар – кар – кар, приглашаю вас в волшебный лес! Попасть нам поможет схема пути (Выставляет на мольберт схему)
Налево пойдем, кого увидим? (Бабу – Ягу). Направо пойдем, кого встретим? (Змея Горыныча). Прямо пойдем, куда попадем? (В лес).
Логопед выставляет макет леса и сундучок с сидящим на нем гномом) Где сидит дятел? (На елке) Где находится улитка? (в траве). Где находится гриб? (Под деревом). Где расположился гном? (На сундучке).
Гном говорит, что где -то здесь в лесу спрятана волшебная палочка. С ее помощью он превратит вас в разных животных. Нужно расколдовать слова, которые находятся у него в конверте, и тогда вы легко найдете волшебную палочку.
Вынимает из конверта карточку с изображением волшебной палочки, стрелки, предлога «в», сундучка. Выставляет ее на мольберт. Дети составляют предложение. Схема
«Палочка лежит в сундучке»
Логопед берет в руки гнома и достает из сундучка волшебную палочку.
Логопед: - «В кого ты хочешь превратиться Галя? (Я хочу превратиться в белку)». Раз, два, три превращайся в белку! Касается ребенка волшебной палочкой и надевает на нее медаль с изображением белки. Затем превращает остальных детей в выбранных ими зверей и спрашивает у каждого, где он живет, например: «Где ты живешь, белочка?»
логопед выставляет сюжетную картину. Вам надо найти свою дорогу у своим жилищам? - Куда ты скачешь белка? (в дупло) Белка: - Я живу в дупле. А чье это дупло? (беличье)
Игра: «Чье это жилище?» (беличье дупло) – Куда ты идешь медведь? Я иду в медвежью берлогу. А с кем ты живешь медведь: (с медведицей и медвежатами). – Белка, а ты с кем живешь? (с бельчатами). Где ты живешь заяц? (под кустом с зайчихой и зайчатами). Куда ты бежишь волк? (в волчье логово). – А с кем ты живешь? (с волчицей и волчатами). – Куда ты торопишься лиса? (в лисью нору) – А с кем ты живешь? (с лисятами и лисом). -Куда ты спешишь ежик? (в листву под елью) – Чье это жилище? (ежиное) – А с кем ты там живешь? (с ежихой и ежатами). – Где ты живешь олень? (в лесу). -А с кем ты живешь? (с оленухой и с олененком). – Где ты живешь лось? (в лесу). (с лосихой и лосенком).
Логопед читает стихотворение
Хвост у собаки, конечно, собачий
У поросенка он поросячий,
А вот у кошки просто кошачий
У индюка цветной, индюшачий.
Игра: «Чьи хвосты? И Какого цвета?»
Коричневый медвежий хвост.
Серый волчий хвост.
Белый заячий хвост зимой, а летом серый.
Оранжевый беличий хвост.
Рыжий лисий хвост.
Коричневый лосиный хвост.
Светло – коричневый лосиный хвостик.
Логопед: - Ребятки – зверятки, пора немного отдохнуть! Под музыку логопед и дети имитируют движения животных и мимику.
Теперь пора браться за дело. Предлагаю пройти в лесную школу. Дети подходят к столам, на которых лежит раздаточный материал (конверты с разрезными картинками, карточки с контурными изображениями транспортных средств, карандаши).
В жилищах вас ждут детеныши. Они сфотографировали друг друга, но злой волшебник разрезал фотографии. Сложите их. Дети собирают разрезные картинки и поочередно отвечают на вопросы. - Кого ты видишь, заяц? (зайчонка). Кого ты видишь, медведь? (медвежонка). (Лисенка, волчонка, бельчонка, ежонка, лосенка).
Логопед: Молодцы! Теперь никто из вас не перепутает своих детенышей. -Ой, ребята смотрите, а здесь несколько детенышей : Два зайчонка, три волчонка, один олененок, четыре медвежонка, один лосенок, два бельчонка, пять ежат, три лисенка.
Игра: «Составь правильно предложение по символам» с предлогами «в», «на», «под» с детенышами.
- Бельчонок сидит на ветке. Медвежонок спит в берлоге. Ежонок спрятался под елью. Зайчонок сидит под кустом. Олененок играет в траве. Лисенок крадется в кустах. Олененок лежит в траве. Лосенок лежит под сосной. Волчонок забежал в нору.
Игра: «Умная стрелка» (согласование глаголов с существительными) ТРИЗ – ММЧ
(Составление предложений).
Каркуша: - КАР! КАР! КАР! Пора возвращаться в школу!
Логопед: - Чтобы узнать на чем возвратитесь, возьмите карточку с изображением транспортного средства и карандаши обведите по контуру предмет. Дети выполняют задание и поочередно отвечают на вопросы:
- На чем ты поедешь? (На железном красном автобусе).
- На чем ты полетишь? (Пластмассовом синем самолете).
- На чем ты поплывешь? (На деревянном зеленом пароходе).
Логопед: - Перед тем, как вы отправитесь в обратную дорогу, гном вас превратит в детей.
Логопед: Берет гнома и касается каждого ребенка волшебной палочкой. Звери превращаются в детей.
- Теперь вы знаете, какие дикие животные живут в лесу.
Медведь смелый, а заяц трусливый. Белка пушистая, а ежиха колючая. Олень добрый, а волк злой. Лосиха большая, а лиса маленькая.
Логопед благодарит детей.
Загадки
1. Я, сознаюсь виновата: я хитра и плутовата
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком (лиса)
2. Под соснами, под елками
Живет мешок с иголками (еж)
3. Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.
Ну – ка, кто он угадай и морковку ему дай? (заяц)
4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк)
5. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь) 6. Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит плавно и легко. Рога раскинув широко. (лось)
6. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я. (олень)
7. Летом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.