МААМ-картинки

Коррекция эмоциональной сферы детей-сирот с ОВЗ

Нина Синякова
Коррекция эмоциональной сферы детей-сирот с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

СПБ ГБУ центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "ЦССВ №15"

Синякова Н. В. учитель - логопед

Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов всегда была и будет остроактуальной. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу.

Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идет процесс социализации у воспитанников детских домов с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Коррекция эмоциональной сферы детей-сирот с ОВЗ» размещена в разделах

По мнению группы ученых, проблемы психологического характера у детей-сирот с ОВЗ чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности от младенчества до подросткового возраста и дальше. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности, и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, в государственном учреждении, отличаются от сверстников, растущих в семье. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Контакты таких детей поверхностны, нервозны поспешны. Они одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя в агрессию или пассивное отчуждение [1]. Вместо умения самим справляться с трудной ситуацией у них отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде перекладыванию ответственности на других. У воспитанников детских домов ограниченный жизненный опыт. Главный источник информации -воспитатель, ограниченное число взрослых. [1].

В случае неудовлетворения потребностей такие дети переживает устойчивое эмоциональное неблагополучие, которое выражается в ожидании постоянного неуспеха, неуверенны в правильности собственного поведения, своих решений: «всего боятся, очень ранимы, мнительны, тревожны, повышенно чувствительны.»

Уже с дошкольного возраста у детей-сирот отмечаются особенности в развитии общения как со взрослыми, так и со сверстниками. [3]. У них устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их

практической полезности для ребенка, формируются способность не усугубляться в привязанности, поверхностные чувства, моральное иждивенчество (привычка жить по указке, осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. В их общении с окружающими бросается в глаза назойливость и неумолимая потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны бедностью, а с другой стороны острой аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствия глубоких устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию. В то же время наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности взрослого, которое наблюдается у воспитанников дет. домов, свидетельствует о том, что они открыты для взрослого, охотно идут на любые контакты с ним, напряженно ждут его одобрения и участия. [1].

Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. А если группа оценивает его негативно (ниже, чем он себя, то он испытывает разочарование, неудовлетворенность, что приводит к определенным отклонениям в поведении. [1]. Именно трудности в общении со взрослыми - ведущий фактор дезадаптированности воспитанников дет. домов. Воспитанники дет. дома часто лгут, чтобы как-то привлечь к себе внимание. Ложь, для них - это своеобразная защита при адаптации к окружающей среде. [3]. Одна из причин лживого поведения заключается в страхе наказания, в желании избежать порицания, упреков, физического воздействия со стороны воспитателей и старших по возрасту сверстников.

В детском доме ребенок поставлен в жесткие дисциплинарные рамки. Однако бывают ситуации, когда хочется побыть одному и сделать так, как хочется самому. Эти ситуации превращаются в ситуации вынужденной лжи. Находясь вне стен детского дома дети стыдятся своего статуса «сироты». Часто они не афишируют свое происхождение. Ложь обеспечивает им внутреннюю и отчасти внешнюю свободу, сохраняет целостность и неприкосновенность внутреннего мира. [3]. Самооценка у воспитанников дет. дома в основном негативна. Прослеживается низкий уровень самоуважения. В результате смены ряда людей, которые заботятся о ребенке и к которым он привязывается, ребенок начинает вести себя так, будто не забота о нем, ни контакты с другими людьми не имеют для него никакого значения. Со временем доверие к взрослым у таких детей уменьшается, а привязанность и любовь становится все слабее. У них развивается эгоцентризм, агрессивность, враждебность, ощущение отторгнутости, заброшенности и незаинтересованность в социальных взаимоотношениях.

Говоря о детях-сиротах с ограниченными возможностями важно упомянуть, что к моменту поступления в дет. дом они уже имеют негативный жизненный опыт. Они осознают свою «ненужность», и даже «обреченность», что оказывает существенное отрицательное влияние на их психику, формированное социального статуса в обществе. [3].

Дети-сироты с ЗПР имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные. Дифференцированных тонких переживаний почти нет. Их чувства часто неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике: от чрезмерной легкости и поверхностности переживаний серьезных жизненных событий до чрезмерной силы и инертности переживаний, возникающих по малосущественным признакам. [3].

Более понятными для них оказываются базовые эмоции-радости, гнев, печаль, страдание и др. Для них характерно находиться в «плену эмоций», потому что они не могут ими управлять. Проявлением незрелости личности у этих детей является то, что наиболее высоко они оценивают тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так же они оценивают события окружающей жизни - хорошо то, что приятно. К проблемам этих детей относят : частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение.

Проблемы общения этих детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, затруднениями в различении эмоций. На общение со сверстниками и взрослыми влияет повышенная конфликтность, враждебность, деструктивная агрессия, чувство вины. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности - чувства одиночества, незащищенности и депрессии, а также страхов разного рода.

Что же касается детей с нарушением интеллекта, то их эмоции являются недостаточно дифференцированными. Их переживания более примитивны, они испытывают только удовлетворение, или неудовлетворение, а дифференцированных оттенков тонких переживаний почти нет. Эмоции умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира. [1]. Такие дети никак не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Например, они не могут найти утешение после какой-либо обиды. У многих детей с нарушением интеллекта наблюдаются дисфории (эпизодические расстройства настроения, нередко отмечаются тревога и агрессивные проявления, направленные на себя и взрослых. Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышения настроения. Такое повышение настроения называется эйфорией. В этом состоянии дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться даже после получения «двойки», наказания и т. п. Эйфория может быть признаком начинающегося обострения заболевания. Встречаются также и другие нарушения эмоционального состояния - апатии. Иногда воспитанники дет. домов высказывают мысли совершенно не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, утеря детских интересов. Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные свойства его характера (угрюмость, раздражительность, гнев, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие и т. д.).[1]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯ У ПЕДАГОГА- ДЕФЕКТОЛОГА- ЛОГОПЕДА.

При работе по развитию эмоциональной сферы детей-сирот с ограниченными возможностями формируются следующие задачи:

- Развитие паралингвистических средств общения.

- Формирование интонационной стороны речи.

- Формирование и активизация эмоциональной лексики и введение ее в диалогическую и монологическую речь.

- Обогащение событийной стороны игры путем анализа чувств и эмоциональных переживаний участников.

1. Для развития паралингвистических средств общения дети изучают разные эмоциональные состояния с опорой на демонстрационный материал. Также в работе используются игры с карточками, на которых изображены люди и животные, выражающие различные эмоциональные состояния. Например игра «Имитация». Ребенка просят найти среди карточек всех людей и зверей с определенным эмоциональным состоянием. Затем предлагают воспроизвести на своем лице сходное эмоциональное состояние.

Дошкольники обучаются составлению графических изображений лиц с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нс, губы) Эта работа проводится на занятиях по конструированию, аппликации.

С этой же целью используются игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Например: «Обезьянка», «Художник», «На меня посмотри. Скажи, что изменилось на лице» и т. д. Упражнения из книги М. И. Чистяковой «Психо – гимнастика», мимические упражнения Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика» 2004г. Изд «Каро». Последние крайне интересны тем, что разработаны по лексическим темам и могут быть использованы на занятиях по ознакомлению с окружающим.

С целью закрепления знаний детей об эмоциях применяются задания, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний. Так, например, можно использовать следующие игры: «Профессии», «Кубики», «Хоровод» (Дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка и т. д.).

2. Формирование интонационной выразительности речи начинается с ритмических упражнений: «Послушай с закрытыми глазами и отстучи по подражанию предъявленные изолированные удары», «…. Простые ритмы», «… сложные ритмы», «…. Серию акцентированных ударов».

Далее детям даются представления об интонационной экспрессивности речи. Дошкольникам объясняется, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и т. д. Для этого используется чтение сказок и рассказов. После прослушивания их с детьми обсуждается, какими голосами говорят герои произведения, играют в игру «Чей голос?» (Взрослый меняет громкость и тон голоса, произнося фразы, а дети определяют, какому персонажу принадлежит голос).

После этого, формируется умение различать различные эмоциональные оттенки в речи. Используются упражнения, в которых предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с разным эмоциональным оттенком. Ребенок определяет с каким чувством она произнесена. Игры: «Какая маска говорит», «Какое настроение у ежика».

Далее необходимо формировать умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи. Это различные упражнения на развитие дыхания и голоса, развитие переключаемости органов артикуляции, развитие интонационной выразительности речи. Работа начинается с отработки интонации на материале гласных звуков. Упражнения «Поезд», «Лесенка», «Песенки гласных» и т. д. Следующие упражнения проводятся на материале междометий. Например: «Ай-ай-ай. О! Браво! Вот это да!», «А-А-А! Ах! Увы! Беда! Горюшко! Фу!», «Ой! Ух, ты! Ах! Ба, страх – Ой-ой! У-у! Ух! Ужас!. Эта работа проводится на материале стихов. Педагог читает стихотворение, а дети проговаривают междометия с нужной интонацией. Затем дети проговаривают фразу вместе с педагогом, повторяют за педагогом и произносят предложение самостоятельно. Далее работа по формированию интонации проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: сопряженно, отраженно, самостоятельно. Следующим этапом работы является дифференциация интонационной выразительности в собственной речи детей. Вводятся упражнения, в которых необходимо проговорить звук, междометие, слово, фразу с заданной эмоцией. «Увидели большой гриб и удивились: О-о-о!», «Нашли червивый гриб, огорчились: Ах-ах-ах!». В последующей работе используются диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, а также сказки, разыгрываемые по ролям.

3. Формирование эмоциональной лексики проводится в три этапа:

- введение активный словарь детей слов, называющих чувства людей;

- введение в активный словарь слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны;

- введение в активный словарь слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Эти задачи решаются на занятиях по развитию лексико- грамматических средств языка и развитию связанной речи.

Обучение носит последовательный характер. Сначала закрепляется словарь детей в области эмоциональной лексики. Для этого используются различные упражнения. «Я начну, а ты продолжи», «Договори словечко», «Замени слово», «Слово убежало».

Далее следуют задания, и упражнения направленные на увеличение словаря детей в области эмоциональной лексики :

Образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных (грустный – еще грустнее, самый грустный; добрый – ещё добрее., (хитрый – наихитрейший, глупый – наиглупейший).

Подбор слов-антонимов: «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Вредный гном» и т. д.

Образование слов с ласкательными значениями (игра «Скажи ласково»).

Образование слов со значением увеличения (злой – злющий).

Образование имен прилагательных путем чистого или префиксального повтора (хитрый – прехитрый, хороший – прехороший, миленький – премиленький и т. д. ; веселый, веселый – веселый, веселый – превеселый).

Следующим этапом работы является употребление эмоциональной лексики в словосочетаниях.

Составление словосочетаний со словами противоположного значения. Игра «Скажи наоборот» : хороший день – плохой день, умный принц – глупый принц и т. д.

Составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени) : суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое самое вкусное и т. д.

Добавление зависимого слова к главному: высокий – высоченный: высокий дом – высоченный домище; глупый – наиглупейший: глупый слуга – наиглупейший слуга и т. д.

Далее следует работа по употреблению работы эмоциональной лексики в предложениях.

Составление предложений с заданным словом ( хорошее: У меня хорошее настроение.)

Преобразование деформированного предложения (Котенок, глупый, залезать, дерево, на.)

Дополнение предложение словом с противоположным значением (Сова умная, а мышонок …. Глупый.)

Составление предложения, используя прилагательные в сравнительной и превосходной степени. (Сказка интересная, мультфильм еще интереснее, а фильм самый интересный.)

Исправить ошибку и произнести правильно предложение. (Незнайка ест вкусная варенье.)

Дополнение и завершение предложения. (У большого медведя огромные (глазища, усищи, лапищи ит. д.)

Следующим этапом работы является употребление эмоциональной лексики в с связанных высказываниях.

Составление рассказов по серии картинок, по иллюстрациям сказок. Рассказывание сказки и ее инсценировка. Придумывание и рассказывание своих историй и т. д.

4. Активизация эмоциональной лексики в процессе сюжетно ролевой игры.

В этой работе постепенно усложняется сюжет и изменяется содержание игр. Первоначально педагог берет на себя ведущую роль. Сначала игры проводятся индивидуально. Потом организуется игра в группе детей. На занятиях предусматривается создание разноплановых проблемных ситуаций. Использование разнообразных сюжетно –ролевых игр, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства сопереживания, активизирует словарь, способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Р. С. Немов «Психология» М. : «Просвещение» 1995г.

2. п. д. А. А. Радугина «Психология и педагогика» М. : «Центр» 1999г.

3. Л. Ф. Обухова «Детская психология:теории, факты, проблемы» М. : «Тривола» 1995г.

4. Р. В. Овчарова «Практическая психология» М. : «Творческий центр Сфера» 1998г.

5. О. В. Хухлаева «Лесенка радости» М. : «Совершенство» 1998г.

6. Г. М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. : 1990г.

7. М. И. Чистякова «Психо – гимнастика» М. : «Просвещение» 1990г.

8. «Межличностные отношения в дошкольном образовательном учреждении» Научно методическое пособие. С-П. : «Ленинградский государственный университет им. Пушкина» 2006г.

9. В. С. Мухина «Детская психология» М. : «Просвещение» 1995г.

10. Д. Б. Эльконин «Детская психология» М. : «Просвещение» 1960г.

11. Н. И. Непомнящая «Становление личности дошкольника» М. : «Просвещение» 1992г.

12. Г. С. Никифоров «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» М. : «Просвещение» 1990г.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы детей старше-подготовительной группы «Путешествие в мир театра» «Путешествие в мир театра.» Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей с использованием театрализованной деятельности. Задачи: - развитие.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция эмоциональной сферы детей-сирот с ОВЗ
Опубликовано: 22 марта 2020 в 16:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция эмоциональной сферы детей-сирот с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Нина Синякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД