IRINA GONCHAROVA
Консультация учителя-логопеда по работе с детьми, имеющими моторную алалию
▼ Скачать
Консультация учителя-логопеда по работе с детьми, имеющими моторную алалию
Неговорящие дети не способны повторить за взрослым движения губами и языком, самостоятельно переключиться из одного положения в другое.
Например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
В этом случае ребёнку будет целесообразно рассказать сказку про «Весёлый язычок», где задействованы мышцы языка, губ и щёк.
Публикация «Консультация учителя-логопеда по работе с детьми, имеющими моторную алалию» размещена в разделах
Правильное дыхание является неотъемлемой частью в постановке звуков речи. Поэтому обязательно с ребёнком необходимо выполнять дыхательную гимнастику. Соблюдая правила правильного дыхания: вдох носом, выдох через рот, не надувая щёки. Если ребёнок не справляется, помогаем ему руками. Можно при этом использовать различные подручные средства: ветродуй, вырезанные: бабочки, снежинки, листочки, цветы и т. д.
Таким детям свойственно неловкость в движении, их пальцы с большим трудом выполняют точные движения. Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук:
Предлагаю Вам применить ряд игр на развитие мелкой моторики :
• массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук., которые можно сопровождать речью
Например: Птички прилетели (пальцы рук вверх, вниз)
Сели-посидели (СЖИМАЮТ, РАЗЖИМАЮТ ПАЛЬЦЫ РУК)
И ДАЛЬШЕ ПОЛЕТЕЛИ (Машут руками)
• выкладывание фигур из мозаики, например «Выложи цветок»
• нанизывание предметов на шнурок, например «Собери бусы»
• застегивание и расстегивание пуговок
• использовать работу : с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами;
• аппликацию;
• лепку;
• конструктор;
• «Мозаику»;
• Пазлы;
• «Lego» и т. п.
У детей с моторной алалией всегда страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию. Предлагаю Вам игровые ситуации, которые вовлекут ребё нка в коррекционный процесс и позволят наладить контакт со взрослым:
• Например: Представьте, что вы отправляетесь в путешествие.
• Обыграйте знакомую ребёнку сказку.
•
Речь взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией должна состоять :
• из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов.
Например: Это мак. Это кот. Это мяч. Это сок. Это ты.
• Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса.
Например: Мама дай. Папа иди. Коля беги.
• Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы.
Например: Дима …. иди сюда!
• Словосочетания нужно повторять несколько раз. Вот таким образом: Витя, неси сумку! Митя едит.
• К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Например: Хочешь кушать, Даша? Даша хочешь кушать!
Все режимные моменты
• купание,
• кормление,
• умывание,
• наблюдение на прогулке за окружающим миром,
• одевание и раздевание
необходимо сопровождать своими комментариями.
Уважаемые родители помните: «Не стоит перекладывать на специалиста весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией! Вам необходимо создать насыщенную речевую среду для своего ребенка, изменить систему семейного воспитания в пользу речевого развития.