Папки-передвижки

Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития»

Марина Бурлакова
Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития»
▼ Скачать + Заказать документы

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру».

Дошкольный период развития ребенка характеризуется освоением различных видов действий и деятельностей. Особое место, среди них, занимает конструктивная деятельность детей.

Публикация «Опыт работы „Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития“» размещена в разделах

В процессе конструирования у ребенка развивается восприятие, мышление, воображение, речь; формируются положительные эмоции, коммуникативные и регуляторные способности.

Кто из детей не увлекается этим интересным для них делом! Они возводят дома и дворцы, прокладывают дороги, пускают по ним машины.

Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего, тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре; в нем находит отражение их стремление действовать как взрослый, быть на него похожим.

Ребёнок прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайн творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

В основе развития мышления ребенка лежит восприятие, чувственный (сенсорный) опыт ребенка. Восприятие предшествует мышлению, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения и выводов.

Конструирование объединяет детей, приобщает их к коллективной деятельности. Дети при этом проявляют находчивость, выдумку, советуются, договариваются, кто, что будет делать, помогают друг другу. Конструирование развивают творческие способности, сноровку, воспитывают усидчивость, трудолюбие, терпение.

Если специально не развивать ребенка, то его восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития и овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи, математика и др.). Между тем, конструктивная деятельность детей в нашем дошкольном учреждении, начинается с третьего года жизни, где предоставляется ребенку возможность использовать знания о внешних свойствах знакомых им предметах и формировать представления об их форме, цвете, величине

Дети конструируют из разного материала. Вид конструктивного материала определяет вид конструирования

1. Строительный материал - объемные (или плоскостные) деревянные (или из другого материала) окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы. Строительные детали просты в использовании и являются эталонами формы, пропорций, размерных отношений. Они могут применяться для выявления этих свойств в предметах и их передачи в конструкциях. Строительный материал удобен для конструирования разнообразных конструкций разной тематики.

Дети 3—5 лет с большим удовольствием играют со строительным материалом. Им предоставлена возможность удовлетворить потребность в бесконечном преобразовании материала, в разнообразном сочетании его деталей. Дети этого возраста получают радость и от самого процесса строительства

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Вначале предоставляю ребенку возможность позаниматься с конструктивным материалом самостоятельно, по своему желанию, организовать переход от беспорядочного манипулирования к ориентировочным и поисковым действиям. Поисковая деятельность и экспериментирование с новым материалом позволят ребенку выявить его конструктивные свойства и возможности, в том числе и способы крепления деталей между собой.

Постепенно приобщаю малышей к целенаправленной деятельности. Говорю с ребенком о том, что он построил, из каких строительных деталей. (Конечно, такой разговор должен быть непринужденным, вызывать у ребенка интерес.) Если ребенок не может назвать свою постройку, помогаю ему: «Что ты построил? Это, наверное, домик. Кто в нем будет жить? Зайчик?» Дети этого возраста могут узнавать и называть такие детали строительного материала, как кубик, кирпичик, брусок.

Показываю, какие разнообразные постройки можно создать из этого материала: из кирпичиков — дорогу, трамвайную линию, загородку, садик; из кубиков и кирпичей — мебель, ворота, домики.

Дети с интересом выполняют такие задания, если они включены в игру: построить дорожку для своей машинки, по которой она будет ездить; домик — для матрешки, в котором она будет жить.

Накопленный опыт позволяет детям выполнять более сложные задания: построить широкую дорожку для большой машины, а узкую — для маленькой машины.

Для этого вооружаем детей знаниями и умениями сравнивать предметы по величине и форме, умению видеть их пространственные особенности: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий.

В этом смысле конструирование создает благоприятные возможности для закрепления и расширения математических представлений детей о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов.

Учу детей выделять основные части предмета (у дома — стены, окна, дверь, крыша, а также различать эти части по величине и форме, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга, подбирать детали соответствующей формы и величины.

Пространственные представления складываются в том случае, если они основываются на соответствующих практических действиях. Перед конструированием предметов, по мере возможности, рассматриваем их в реальной действительности, выделяя основные части и назначение. Например, вместе с детьми рассмотрели конструкцию моста : пролет, мостовую, опоры, спуск. Вместе с ними определили, зачем нужен мост: по нему ходят люди, ездят машины.

Поговорили о том, каким должен быть такой мост: длинный и широкий. Из какого материала можно его построить: из кубиков и брусков.

Детей пятого года учу сооружать более сложные предметы: самолет, машины, двухэтажный домик. Опять-таки начинаю с рассмотрения предмета в жизни, а уж затем показываю ребенку образец того, что можно сделать из строительного набора.

Постепенно приучаю детей более тщательно анализировать конструкцию, давать ее словесное описание: что и в какой последовательности строится, из какого материала сделана каждая часть. Вначале предлагаю рассказать о том, что он уже построил, — пусть он даст описание собственных действий, которые он уже осуществил. И только затем предложите ему дать предварительное описание будущей постройки.

На первых порах помогаю детям советом, вопросом, иногда подсказываю нужное решение.

Если я замечаю что у ребёнка слабые конструкторские способности, а в связи с этим и интерес к деятельности ослабевает, то стремлюсь его заинтересовать. Чаще вместе с ним строим, рассматриваем иллюстрации, подключаю к детям, у которых строительство ладится.

Поддерживаю все попытки ребенка создать собственный конструктивный замысел. Разумеется, он не может возникнуть «из ничего». Замысел — результат активной работы ума. Он создается у детей на основе представлений о пространственных свойствах и отношениях предметов (форме, величине, протяженности, а также на основе конструктивных умений и навыков. Если в постройке ребенка появляется нечто новое, стараюсь всячески это поощрять.

Бывают случаи, когда ребенку трудно осуществить замысел практически: не хватает материала, элементы не соединяются, не держатся. Здесь очень нужна моя помощь — детский замысел должен быть воплощен.

Как правило, в ходе практической деятельности замысел усложняется, совершенствуется, дополняется, и я поддерживаю это.

2. Природный материал (желуди, шишки, кора, ракушки, веточки, листья, мох, береста, солома и др.) позволяет воспроизводить структурированные художественные образы, т. е. выражать понимание и свое отношение к изображаемому объекту. Данный материал начинаем использовать для конструирования со средней возрастной группы. В начале учебного года я предложила родителям совместно с детьми сделать поделки из природного материала. Затем в группе мы устроили выставку работ, где дети рассказывали о своих поделках. Получилось очень интересно, где дети были не только творцами своих композиций, но и много рассказали о том материале, из которого она была сделана. Конструирование из природного материала формирует у детей не только творческие способности, но и бережное отношение к природе.

3. Бумага – это особый вид конструктивного материала, который отличается своей непрочностью. Она легко рвется и мнется в руках ребенка и требует навыков осторожного обращения с ней. Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности и широко используется в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. В своей совместной работе с детьми я постепенно начинаю использовать приёмы уже знакомой аппликации и оригами, где знакомлю детей с приёмами складывания бумаги (флажки, открытки мамам и папам, приклеивать к основной форме детали (к дому- окна, двери, трубу; к автобусу – колёса, к стулу – спинку).

4. Бросовый материал (спичечные коробки, разные по величине, форме, материалу упаковочные коробки, «бабины», пластмассовые банки, бутылки, ящики и т. п.) используется для конструирования детей, как в групповом помещении, так и на участке детского сада. Из данного вида конструктивного материала дети создают, в основном, конструкции, поделки, необходимые для самостоятельной деятельности : мебель, машинки, дома. С наступлением зимы я дала задания детям вместе с родителями сделать для птиц кормушки из бросового материала: многие папы с сыновьями изготовили из реек и фанеры, девочки с мамами из пустых коробок, а один мальчик с братом сделали кормушку из старого футбольного мяча, а затем мы насыпали туда корм для птиц.

5. Цветные, мягкие, объемные, крупногабаритные модули используем в конструировании детей более старшего дошкольного возраста. Позволяем детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, которые дают позитивный, спортивный настрой на весь день.

6. Конструирование из влажного песка и снега организуется с детьми (индивидуально или коллективно) в групповых помещениях и на участке детского сада. Дети, под руководством и непосредственной нашей помощи создают объемные конструкции масштабные по величине (замки, современные здания, мосты, эстакады и т. п., что способствует освоению и организации детьми большого пространства. В зимний период дети и взрослые совместно строят горку и ледяные постройки для игр и развлечений.

В своём дошкольном учреждении, в процессе конструктивной деятельности идёт всестороннее развитие детей. Мы формируем у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрываем и развиваем потенциальные возможности, организуем работу так, чтоб ребята обрели уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника, ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Публикации по теме:

Конструктивная деятельность дошкольниковКонструктивная деятельность дошкольников Конструирование в детском саду способствует развитию творчества детей, которое требует от воспитанников сложных пространственных ориентировок.

Исследовательская деятельность в музыкальном воспитании. Опыт работы Современные педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального государственного.

Конструктивная деятельность во второй младшей группе «Полидрон Супергигант». Перспективное планирование Название темы Название подтемы ОД в РМ Оборудование Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей До свидание лето! Здравствуй.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность — эффективное средство для всестороннего развития дошкольника» Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная (мобильная) игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Описание использованного.

Опыт работы музыкального руководителя «Театрализованная деятельность» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Опыт работы: по теме Художественно-творческая деятельность как средство духовно-нравственного развития дошкольника «Программа», рассчитана на возраст 3-4 года БДОУ г Омск,«детский сад 216 общеразвивающего вида» Чуднова Е. И. Художественная деятельность.

Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка «Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем…» Иоахим.

Опыт работы по использованию оригами как метода всестороннего развития детей и успешной подготовки к школеОпыт работы по использованию оригами как метода всестороннего развития детей и успешной подготовки к школе Я расскажу вам одну историю. Историю о том, как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети и как много нам за это время надо.

Конструктивная деятельность с LEGO Эссе на тему: «Мой выбор LEGO» Подготовила: воспитатель Сафронова Татьяна Юрьевна Конструктивная деятельность ребенка - достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития»
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 05:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Конструктивная деятельность — захватывающая деятельность для ребенка в интересах его всестороннего развития»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бурлакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД