Карина Буйлакова
Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…»
Иоахим Рингельнац
«Детский песок»
Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок - первое, что мама приобретает ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы решили посмотреть на возможности использования песочницы с другой стороны.
Публикация «Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению психологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, поэтому психологи рекомендуют иметь песочницы в каждой группе детского сада. На своем опыте мы решили убедиться, действительно ли песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С этой целью была определена тема по самообразованию: «Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка».
Цель: познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
Задачи:
1. Освоить с детьми приемы рисования на песке пальцем, ладонью, ребром ладони.
2. Развивать способность детей работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
4. Совершенствовать коммуникативные навыки.
5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Наши игровые занятия мы начали с развития у ребенка тактильно-кинестетических ощущений. Как известно, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. По ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди проводят кистями рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?». Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, такие занятия учат ребенка, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Следующим этапом была работа по обучению детей изображению основных фигур в лотке.
С этой целью проводилась дидактическая игра «Рисуем фигуры на песке».
Цель: научить ребенка рисовать плоскостные фигуры, основываясь на шаблон.
На песке пальцем ведущей руки, используя зрительное восприятия с опорой на схемы, дети могут нарисовать разное количество фигур. Рисование даже простых фигур следует поощрять; к тому же оно требует и некоторой практики. Несложные задания, которые должны выполнить дети в начале занятия, желательно сформулировать как можно проще. Например: проведи волну, или оставь следы пальцами, и потом усложнять.
Работая в данном направлении мы все больше приходили к мысли, что действительно игра в песок интересна каждому ребенку.
Следующая игра, которая будет представлена вашему вниманию – это игра «Победим страх».
Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.
Воспитатель предлагает ребенку на ровной поверхности нарисовать свой страх. Затем рассмотреть все детали рисунка и одной рукой небрежно смахнуть его. Вновь чистая поверхность и страх исчез. На том месте, где был нарисован страх создается добрая картинка.
Данная игра очень понравилась детям.
С целью развития речи мы организовали игру «Нарисуй сказку».
Цель: совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки монологической речи.
Воспитателем поочередно называются объекты, которые дети должны нарисовать. В процессе рисования дети проговаривают, что у них получилось. В данном случае мы рисовали сказку «Теремок». В конце игры детям предлагается поселить в теремок сказочного героя и рассказать о нем.
Очень важным в среднем дошкольном возрасте научить ребенка взаимодействовать со сверстниками, играть парами. С этой целью мы проводили игру «Зарывание секретиков».
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, установление психологического комфорта при взаимодействии со сверстниками.
Ребенку предлагается выбрать предметы, которые лежат на столе и спрятать их в песок. Другому ребенку предлагается найти предметы в песке и рассказать, что он нашел.
Итог.
Работая в данном направлении, мы убедились, что игры с песком – это именно те игры, которые обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
Работа в данном направлении будет продолжаться.