Наталья Морозова
Коммуникативное развитие дошкольников посредством использования технологии «Прикоснись к душе ребёнка»
Добрый день, дорогие коллеги! Хотелось бы поделиться с вами разработкой на подтверждение категории по теме:«Коммуникативное развитие дошкольников посредством использования авторской технологии «Прикоснись к душе ребёнка».
1 слайд:
Здравствуйте, уважаемые члены комиссии! Я - Морозова Наталья Леонидовна, воспитатель МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик», стаж педагогической деятельности 19 лет. Моё кредо – принимать ребёнка таким, какой он есть.
2 слайд:
Публикация «Коммуникативное развитие дошкольников посредством использования технологии „Прикоснись к душе ребёнка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Представляю вашему вниманию методическую разработку раздела образовательной программы «Социально-коммуникативное развитие» по теме: «Коммуникативное развитие дошкольников посредством использования авторской технологии «Прикоснись к душе ребёнка».
Безусловно, полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и формировать их нужно в дошкольном детстве.
3 слайд:
Условия формирования личного вклада в разработку данной темы включали в себя:
- Изучение трудов педагогов и учёных;
- Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег, подбор технологий;
- А также организационно-педагогические условия, представленные на слайде.
4 слайд:
Актуальность выбранной темы выражается в следующем:
В рамках реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, ФГОС дошкольного образования особое внимание уделено коммуникативным и другим социально значимым способностям, умениям и навыкам, обеспечивающим социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии, достижению целей и решению задач социально- коммуникативного развития.
Т. о. складываются противоречия между потребностью современного общества в личности, умеющей взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других и особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей; Между необходимостью формирования коммуникативных навыков у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме. Следовательно, можно сделать вывод о Необходимости организации процесса развития коммуникативных навыков дошкольников.
5 слайд:
Цель:
Коммуникативное развитие дошкольников посредством использования авторской технологии «Прикоснись к душе ребёнка».
Задачи: представлены на экране.
6 слайд:
Этапы:
Работа над проблемой проходила в 3 этапа.
На первом этапе я изучила методическую литературу по данной проблематике: авторские программы Р. Р. Калининой «Прикоснись к душе ребёнка», Т. П. Трясорукова «Программа «Солнышко» : психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста», В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет», Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».
7 слайд:
На данном этапе своей деятельности я разработала перспективный план:
в основе которого лежит программа Р. Р. Калининой «Прикоснись к душе ребёнка». Программа состоит из 2 блоков, на проработку каждого я уделила 4 месяца – т. о. в течение года мы с детьми её освоили.
Темы, цели, задачи, формы и методы представлены на слайде.
8 слайд:
Следующий шаг на данном этапе - организация предметно-развивающей среды : в группе находятся уголки: ряжения, театральный, музыкальный, физкультурный, уголок конструирования, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, патриотический и природный уголки, уголок ИЗО деятельности, экспериментирования, а также учебная зона, интерактивная доска.
Мною была разработана дидактическая игра «Лото эмоций». Я изготовила дидактические карты с пиктограммой, изображающей ту или иную эмоцию, а к ним - карточки с любимыми детьми героями мультфильмов и сказок, которые изображены с определённой эмоцией (страха, удивления, радости, грусти, недовольства и др.). Дидактическая задача – подобрать к пиктограмме героя с определённой эмоцией. Цель игры – научить детей определять эмоции. Дети с удовольствием играют в лото!
9 слайд:
На втором этапе шла работа с детьми, родителями, педагогами, специалистами, представителями социума.
Формы работы с детьми: психогимнастика, ООД, коммуникативные игры и упражнения, антистрессовая гимнастика, психогимнастические упражнения (этюды, пальчиковые игры, беседы (РЕСУРСНЫЙ КРУГ, мимическая гимнастика, показ презентаций, м/ф (использование ИКТ, рассказывание сказок, их драматизация, выражение эмоций, настроения художественными приёмами, разбор различных ситуаций и их создание, «День добрых дел», игротренинги.
10 слайд:
Во время своей деятельности я обнаружила ещё одну проблему – низкий уровень коммуникативной компетентности у большинства родителей воспитанников. Для решения данной проблемы я организовала мини-библиотеку с целью просвещения родителей в вопросах коммуникативного развития детей, провела несколько игротренингов, где родители получили практический опыт проведения с детьми коммуникативных игр и упражнений, сняли свои психологические барьеры, препятствующие продуктивному общению с окружающими людьми и своими детьми.
Семьи приняли участие в акциях детского сада: «Подари цветок», «Мой ребёнок». Привлекаем родительскую общественность к активному участию в различных проектах: «Семья – опора счастья», «Один в один», выставках-конкурсах, спортивных соревнованиях: «Кросс нации», «Лыжня России»
( Цель: повышение родительской компетентности в сфере развития коммуникативных навыков детей, пропаганда семейных ценностей.)
11 слайд:
Взаимодействие с педагогами:
Своим педагогическим опытом я делюсь с педагогами России, области, района и ДОО, проводя семинары – практикумы, игротренинги, проблемные практикумы, открытые просмотры ООД, выступая на конференции, РМО, публикуя свои разработки в сборниках и сетевых педагогических сообществах.
12 слайд:
Взаимодействие с социумом:
Экскурсии в библиотеку, пожарную часть, ЦРБ, музыкальную и православную школы. При этом происходит непосредственно живое общение детей с представителями социума, что способствует, в том числе, и развитию необходимого компонента коммуникации – диалогической речи.
На третьем этапе я проанализировала результаты проделанной работы.
В группе снизились напряжённость и конфликтность, дети стали договариваться между собой в ходе совместной деятельности, снизилась агрессивность детей, а дети, избегающие детского сообщества, стали активными его членами. У детей появились навыки конструктивного общения.