Раиса Гуртовенко
Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: О. А. Ведерникова, Р. М Гуртовенко,
МБДОУ "Детский сад №12 Комбинированного вида", г. Каменск-Уральский
"Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР".
Коммуникативные умения дошкольников являются важной предпосыл-кой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Это отмечено авторами Концепции содержания непрерывного образования (дошкольного и начального звена) 2003г. Приоритетность данной задачи признается ведущими специалистами в области отечественной методики (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, О. С. Ушакова, В. И. Яшина).
Публикация «Комплексный подход в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с ОНР с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области, особенно значимые для детей с ОНР : познавательная, социально- коммуникативная и речевая.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно-сти; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Главная задача, которая ставится перед педагогами нашей группы и специалистами сопровождения в работе с детьми с ОНР: реализовать коммуникативную направленность процесса коррекционного обучения. Усваиваемые элементы языковой системы включаются в непосредственное общение, дети обучаются применению отработанных речевых операций и полученных навыков в различных видах деятельности.
Основная форма общения дошкольников - диалог. Он является такой базисной характеристикой детей, как коммуникативная компетентность- качество личности, выражающееся в том, что ребенок не только информирован о различных областях окружающей действительности, но и использует эту информацию в качестве основы для принятия решений. Но овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности). Помимо этого у детей с нарушением речевого развития страдает вся психологическая база речи: внимание, память, воображение. Такие дети импульсивны, непоследовательны в выполнении интеллектуальных операций, отвлекаемы, испытывают повышенный коммуникативный дискомфорт.
В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию дошкольного образования востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям духовным и социальным. Ведущим видом деятельности в ДОУ для ребенка является игра. Игры либо содержат готовые диалогические тексты, либо предусматривают их конструирование с включением реплик, разных по функциональному назначению. Инсценировки, режиссерские и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, становятся действенными методами обучения дошкольника коммуникативному обучению.
Свою работу мы начинали:
• с изучения формирования диалога и его роли в коммуникативных умениях дошкольника;
• проведения оценки условий: развивающей среды, ресурсов взаимодействия с педагогами сопровождения;
• составления банка данных компетенции родителей и их значение в формировании коммуникативных навыков у детей с ОНР;
• определили этапы работы над театрализованными играми;
• определили способы оценки уровня сформированности коммуникативных умений.
Цель нашей работы по развитию коммуникативных навыков : научить детей пользоваться диалогом, как формой общения через игры-драматизации, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
• формировать умения пользоваться различными единицами коммуникации в соответствии с их функциональным назначением;
• совершенствовать развитие умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения и реагировать на них);
• учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр. ;
• формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой и жестами;
• способствовать усвоению основных правил ведения диалога;
• обучать детей правилам речевого этикета.
Работа началась с выполнения этюдов-маленьких спектаклей, близких и понятных детям: «Новая игрушка», «Знакомство», «Обида, ра-дость»…Продолжалась в совместных инсценировках-драматизациях, основу им составляли потешки, игры – диалоги, короткие народные сказки «Кисонька -Мурысонька», «Волк и лиса», «Зачем?»).
Закреплялась в драматизациях сказок во время досугов и развлечений.
Особое внимание уделялось стихотворным текстам, как ритмически ор-ганизованной речи, которая:
• активизирует весь организм ребенка;
• способствует развитию и коррекции голосового аппарата;
• раскрепощает ребенка в общении с партнером.
Большую ценность представляет игра-импровизация по мотивам сказок. При слушании, пересказе, при драматизации сказок происходит становление речевой культуры.
С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:
• социальную - приобщает к человеческому и этическому опыту;
• креативную - выявляет, развивает образное и абстрактное мышление;
• психотерапевтическую - умиротворяет, снимает стресс.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение элемен-тов драматизации на занятиях (на любом этапе проведения) и вне занятий обогащает и расширяет рамки коммуникативного воздействия на ребенка с ОНР, активизирует качество ответов, совершенствует диалог.
В работе со старшими дошкольниками помимо (театральных и режиссерских игр с придуманными сюжетами) используются игры, которые побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации. Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.
В словесных играх дети закрепляют умения задавать вопросы и отвечать на них, активизируют речевую поисковую активность, в таких играх, как «Вопрос с подсказкой», «Чудесный мешочек», «Играем в КВН», «Зоологический музей», «Интервью о родном городе, «У старшего друга –первоклассника». Периодически проходят персональные творческие выставки детей, где экскурсовод рассказывает о своих работах, а дети – экскурсанты задают вопросы, между ними происходит творческий диалог.
В телефонных играх разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей : «Заказ такси», «Звонок в мебельный магазин», «Звонок больному товарищу», «Поздравлю бабушку, дедушку с праздником», «Приглашение на день рождения» и пр. Игры с телефоном включатся в речевые подгрупповые занятия в качестве отдельной части.
Закреплять же умение разговаривать по телефону лучше в индивидуальных играх или подгруппах из 2-х-3-х детей.
Обогащение речевой среды группы - важная задача воспитателей, т. к. именно этот процесс является стимулирующим речевую активность и развитие коммуникативных навыков детей в повседневной жизни. Поэтому было решено создать в нашей группе культурно - развлекательный центр «Радуга». Важными составляющими центра стали:
• мини-сцена, где дети проявляют свои таланты, выступают в каче-стве солистов в пении, чтении стихов, тренируют навык публичного выступления;
• зона библиотечно-речевой деятельности, в которой два раздела с художественной литературой для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Здесь проводятся литературные викторины, знакомство с писателями и их произведениями, тематические занятия; дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Библиотека». Все читатели библиотеки имеют формуляры, куда записывают с помощью условных обозначений, кто какую книгу взял. Старшие дошкольники читают младшим. Это способствует общему развитию речи, расширяет кругозор, совершенствует коммуникативные отношения. В этот центр входит мини выставочный зал, где проводятся персональные выставки рисунков. Экскурсоводы – дети. Между экскурсоводом и экскурсантами завязывается творческий диалог. Выставки меняются. Это зависит от праздничных дат календаря, изученных лексических тем. Учитываются интересы и склонности детей. Дается возможность каждому побывать в роли экскурсовода.
Помимо этого проводятся тематические выставки: «Город, в котором я живу», «Россия – Родина моя», «Генеалогическое древо», выставки произведений детских писателей «Моя любимая книга». Периодически открываются мини – музеи: «Дары осени», «Кормушка своими руками» «Камни Урала», «Я бы в трубники пошел».
В дидактических играх дети закрепляют умения использовать разнооб-разные варианты просьбы, ответы на них, культуру ведения диалога, воспитание усидчивости и концентрации внимания.
В подвижных играх дети закрепляют и совершенствуют умения вести коллективный диалог, с различной интонационной выразительностью, пользуются правилами игры, проявляют инициативность и творчество.
В сюжетно-ролевых играх, посредством коммуникативных отношений, дети совершенствуют умения осуществлять игровое взаимодействие со сверстниками, формируют умения вести роль и видеть перспективу роли, разрабатывают микро сюжеты среди общего сюжета, осуществляют «дирижирование» действиями других участников игры, развивают творческую инициативность, индивидуальность и самостоятельность при планировании игры, подборе игрушек, атрибутов, игрушек – заместителей.
Мы работаем в тесной взаимосвязи со специалистами сопровождения: педагогом психологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.
Педагог – психолог на своих занятиях использует мимику, пантомимику для выражения эмоций предлагаемых этюдов, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям.
Музыкальный руководитель через песни закрепляет правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, использует элементы драматизации, стимулируя и активизируя диалогические и монологические высказывания.
Воспитатель по физической культуре проводит спортивные праздники, походы, развлечения.
Родители непосредственные участники образовательного процесса. Они главные воспитатели ребенка и несут ответственность за его воспитание и обучение. Учитывая это, мы привлекали их к участию в театрализованных играх, как в детском саду, так и семейных досугах.
С этой целью были проведены следующие мероприятия:
• Проведение консультации-практикума «Играем в театр дома».
• Круглый стол по теме «День рождения - праздник детства».
• Совместное проведение детских мини спектаклей в группе.
• Интервью у детей к празднику «День Матери».
Итак, использование игр, особенно приемов драматизации, обеспечивает комплексное развитие детей с ОНР :формирование коммуникативных навыков и языковых средств, активизацию познавательных процессов, совершенствование просодической стороны речи, коррекцию эмоционально-волевой сферы, следствием чего является успешная интеграция воспитанников.
Таким образом, комплексный подход в развитии коммуникативных функций осуществляется через:
• обеспечение преемственности всех педагогов и специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, на основе календарно-тематического планирования, включающего эффективные приемы, методы, технологии в коррекционно-образовательный процесс;
• обогащение речевой среды;
• реализацию образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно-эстетическая» ведущей формой которых становятся деятельность через все ее виды;
• привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогический процесс.
Литература
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
2. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова // М. :Мозаика-Синтез,2008.
3. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова // М., 2008.
4. Трошин, О. В., Голубева, И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития / О. В. Трошин,, И. В. Голубева. // Логопед – 2006.-№1.
5. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников /А. В. Чулкова // Р- на Д. : Феликс,2008.