Инна Бедина
Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей
Развитие коммуникативных качеств личности ребенка является важным этапом подготовки его к будущей жизни. Формирование этих качеств начинает закладываться уже в младшем дошкольном возрасте и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного детства в процессе общения между детьми и взрослыми.
Публикация «Роль детского дошкольного образовательного учреждения в развитии коммуникативных навыков у детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Педагогическое общение – это специфическое взаимодействие педагога и воспитанника, способствующее усвоению знаний и становлению личности в образовательном процессе. Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения, развития и воспитания детей. Общение детей со взрослыми – это важный этап в развитии дошкольника. Оно способствует формированию ребенка как личности, влияет на становление коммуникативных навыков. Общение детей и взрослых в условиях дошкольного учреждения зависит от стиля педагога; лучше всего, если он будет демократическим.
Кроме того, еще одним положительным аспектом в развитии коммуникативных навыков дошкольника является личностный подход в обучении и воспитании детей, учитывающий возрастные и психологические особенности каждого ребенка.
В совокупности преобладание демократического стиля педагогического общения и использование личностного подхода создают положительные предпосылки для развития коммуникативных навыков ребенка, которые наиболее активно формируются в игре - ведущей деятельности дошкольников.
Социализация ребенка в дошкольном учреждении происходит только в совместной деятельности и общении с другими детьми и воспитателем. Именно так ребенок овладевает речью, у него формируются собственные убеждения, закладывается характер. Поэтому важно в процессе игры стать для ребенка полноправным партнером по игре, а не наставником.
Именно в игре дети воспринимают взрослого, как друга, как равноправного партнера, давая ему возможность проникнуть в его мир. Благодаря этому воспитатель помогает ребенку преодолеть в процессе игрового общения психологические барьеры, помочь разобраться в причинах непринятия ребенка в игры сверстников, преодолеть стеснительность, замкнутость или наоборот, проявление излишней активности, порождающей лидерство и, как следствие, отстранение от других детей.
Игровое общение детей со взрослыми может носить личностный, групповой и коллективный характер. Это зависит от задач, которые ставит перед собой педагог: помочь нескольким детям решить проблемы игрового общения, или помочь ребенку стать частью коллектива. В таких случаях общение приобретает воспитательное значение.
Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности может носить для ребенка познавательный характер, а для воспитателя стать средством обучения.
В процессе таких совместных игр с воспитателем у ребенка происходит развитие коммуникативных навыков, правил общения и поведения с окружающими.
Для сюжета воспитатель должен использовать игры, отражающие повседневную жизнь, содержащие интересующий для ребенка материал, или направленные на решение конфликтной ситуации.
Таким образом, общение детей со взрослыми и со сверстниками в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию познавательных интересов детей, преодолению конфликтных ситуаций, возникновению дружеской обстановки, а также развитию коммуникативных качеств ребенка, так как игровая деятельность является внутренним миром детей, помогающим пережить и прожить в игровом действии жизнь окружающих людей.