Папки-передвижки

Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Снежана Антышева
Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях проблема общения стоит очень остро, так как дети не умеют вступать во взаимодействие с людьми (приветствовать, начинать, поддерживать и заканчивать диалог, не умеют уступать, прислушиваться к советам окружающих, сами давать советы, не умеют делиться своими чувствами, сопереживать окружающим, поддерживать их. Т. Л. Бука, И. В. Вачков, Р. Р. Калинина, М. Л. Митрофанова и др. предложили использовать психологический тренинг для развития коммуникативных умений [1,2]. Его преимущества в том, что он способствует адекватному и наиболее полному познанию себя и других людей, корректирует личностные качества и коммуникативные умения, развивает эмпатию и рефлексию. Мы предположили, что развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью психологического тренинга будет эффективно если будет обеспечена непринужденная дружелюбная атмосфера; будут использованы разные формы работы с детьми; будет соблюдена структура проведения психологического тренинга с акцентом на рефлексию. Для проверки гипотезы нами была организована работа по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе мы выявили уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали метод наблюдения Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, методику «Рукавичка» Г. А. Цукермана и анкетирование воспитателей. Для оценки результатов нами были определены показатели коммуникативных умений, разработаны уровни коммуникативных умений. В результате мы обнаружили у 10% (1) детей отмечается высокий уровень развития коммуникативных умений, у 30% (3) детей – средний уровень и у 60% (6) детей – низкий уровень. На втором этапе мы осуществили работу по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством психологического тренинга. Нами был разработан комплекс из 10 занятий, направленный на развитие умения вступать в контакт со сверстниками, взаимодействовать с окружающими и согласовывать действия с ними. В основе комплекса занятий были использованы материалы практических пособий Р. Р. Калининой и Е. В. Белинской [3]. Каждое занятие состояло из 7-8 частей: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, введение в тему занятия, упражнения, позволяющие освоить основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, домашнее задание или мостик в следующую встречу, ритуал прощания. Для реализации условий гипотезы наши занятия проходили в знакомой обстановке с использованием музыки и игровых атрибутов, в занятия были включены игры и упражнения, чтение рассказов и сказок, проблемные ситуации, этюды, беседы. В ходе проведения занятий была выдержана единая структура тренинга с опорой на рефлексию, которая проводилась в разных форма: ответы на вопросы, саморефлексия. На третьем этапе мы провели повторную диагностику в результате которой выявили, что у 10% (1) детей высокий уровень, у 50% (5) детей средний уровень и у 40% (4) детей низкий уровень развития коммуникативных умений, таким образом гипотеза исследования была доказана.

Публикация «Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Библиографический список

1. Бука, Т. Л. Психологический тренинг [Текст] / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. -М. : И. Психотерапии, 2015.

2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков. -М. : Издательство «Ось-89», 1999.

3. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб. : РЕЧЬ, 2012.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь.

Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей» Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Общительность,.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

План самообразования «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру» на 2017 – 2018 учебный год Актуальность.

Презентация «Дизайнерская деятельность, как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста» Детский дизайн в детском садуКаждый ребенок от природы – дизайнер. Очень увлекательно дети строят целый мир из того, что попадется под руку.

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста для снятия агрессивного и неуверенного поведения Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста на снятие агрессивного и неуверенного поведения Цель: стимулирование психического.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста Игровая деятельность – ведущий вид.

Условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности Процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем отечественной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 августа 2019 в 16:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Антышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД