Снежана Антышева
Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях проблема общения стоит очень остро, так как дети не умеют вступать во взаимодействие с людьми (приветствовать, начинать, поддерживать и заканчивать диалог, не умеют уступать, прислушиваться к советам окружающих, сами давать советы, не умеют делиться своими чувствами, сопереживать окружающим, поддерживать их. Т. Л. Бука, И. В. Вачков, Р. Р. Калинина, М. Л. Митрофанова и др. предложили использовать психологический тренинг для развития коммуникативных умений [1,2]. Его преимущества в том, что он способствует адекватному и наиболее полному познанию себя и других людей, корректирует личностные качества и коммуникативные умения, развивает эмпатию и рефлексию. Мы предположили, что развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью психологического тренинга будет эффективно если будет обеспечена непринужденная дружелюбная атмосфера; будут использованы разные формы работы с детьми; будет соблюдена структура проведения психологического тренинга с акцентом на рефлексию. Для проверки гипотезы нами была организована работа по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе мы выявили уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали метод наблюдения Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, методику «Рукавичка» Г. А. Цукермана и анкетирование воспитателей. Для оценки результатов нами были определены показатели коммуникативных умений, разработаны уровни коммуникативных умений. В результате мы обнаружили у 10% (1) детей отмечается высокий уровень развития коммуникативных умений, у 30% (3) детей – средний уровень и у 60% (6) детей – низкий уровень. На втором этапе мы осуществили работу по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством психологического тренинга. Нами был разработан комплекс из 10 занятий, направленный на развитие умения вступать в контакт со сверстниками, взаимодействовать с окружающими и согласовывать действия с ними. В основе комплекса занятий были использованы материалы практических пособий Р. Р. Калининой и Е. В. Белинской [3]. Каждое занятие состояло из 7-8 частей: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, введение в тему занятия, упражнения, позволяющие освоить основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, домашнее задание или мостик в следующую встречу, ритуал прощания. Для реализации условий гипотезы наши занятия проходили в знакомой обстановке с использованием музыки и игровых атрибутов, в занятия были включены игры и упражнения, чтение рассказов и сказок, проблемные ситуации, этюды, беседы. В ходе проведения занятий была выдержана единая структура тренинга с опорой на рефлексию, которая проводилась в разных форма: ответы на вопросы, саморефлексия. На третьем этапе мы провели повторную диагностику в результате которой выявили, что у 10% (1) детей высокий уровень, у 50% (5) детей средний уровень и у 40% (4) детей низкий уровень развития коммуникативных умений, таким образом гипотеза исследования была доказана.
Публикация «Психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Библиографический список
1. Бука, Т. Л. Психологический тренинг [Текст] / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. -М. : И. Психотерапии, 2015.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков. -М. : Издательство «Ось-89», 1999.
3. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб. : РЕЧЬ, 2012.