Ирина Салахетдинова
Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом своей работы.
3 слайд Вашему вниманию представляю тему моего выступления:
«Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
4 слайд Актуальность выбранной темы объясняется тем, что дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности
Публикация «Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.
В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах города.
У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует учить его находить быстрое решение, выхода из сложной ситуации.
В детском саду, начиная с дошкольного возраста, мы начинаем обучать детей правилам дорожного движения. Прививать им навыки безопасного поведения в дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи.
Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Взрослые должны быть примером для своих детей. Главной задачей родителей и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.
5 слайд. Теоретическое обоснование данной темы – это разработанная концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
В концепции определены направления работы, в том числе:
• «продолжение организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детских дошкольных учреждениях и школах (создание уголков и кабинетов безопасности дорожного движения, подготовка учебных программ и методических материалов для проведения занятий с детьми по безопасному участию в дорожном движении)».
Задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста реализуются с помощью методических пособий. Которые тоже представлены на этом слайде. Таких как:
• Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
• Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. / О. Ю. Старцева– М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М. : ТЦ Сфера, 2009.
• Программа «Основы безопасности» Авторы: кандидаты психологических наук Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
6 слайд Изучив теоретическое обоснование по данному вопросу была поставлена цель: «Формирование у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющая действовать адекватно в конкретной реальной дорожной ситуации».
Задачи, которые помогут реализовать эту цель:
• создание условий по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге;
• воспитание у детей осознанного отношения к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге;
• развитие у детей самостоятельности и ответственности;
• формирование представлений о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях;
• учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
• учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций на дороге;
• обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи.
Слайд 7 Для успешного решения этих задач в работе с детьми я придерживалась следующих принципов организации образовательного процесса:
• Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;
• Принцип психологической комфортности – Заключается в снятии по возможности стрессовых факторов
• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
• Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Слайд 8 Для воплощения данной идеи была выстроена система работы, представленная на данном слайде. Остановлюсь на каждом компоненте поподробнее.
Слайд 9,10,11 Особое внимание я уделяю построению развивающей предметно -пространственной среде в группе.
Большое внимание уделяю подборке необходимого развивающего материала в соответствии с темой работы по дорожной безопасности и отражению изучаемой темы во всех центрах развития детей.
Важно отметить, что мои воспитанники принимают активное участие в создании развивающей предметно- пространственной среды групп (совместно со мной и родителями занимаются изготовлением макетов, иллюстрированных альбомов, буклетов, безопасных маршрутов из дома в детский сад, самостоятельно выполняют художественно-творческие работы, посвященные тематике безопасного дорожного движения).
Слайд 12 В процессе деятельности был разработан перспективный план работы. Были определены разнообразные формы работы обучения детей правилам поведения на улице, такие как:
• тематические занятия
• беседы
• чтение художественной литературы
• рассматривание картин, плакатов
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
• целевые прогулки
• экскурсии
• развлечения
• конкурсы рисунков
• изготовление атрибутов для игр
• проблемные ситуации
• проектная деятельность
Слайд 13 Был выстроен алгоритм работы с детьми:
• Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация)
• Самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач)
• Практическая отработка умений и навыков (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации)
Слайд 14 Результаты детской деятельности представлены на данном слайде.
Слайд 15 Так же была выстроена система работы с родителями детей группы.
Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. В этих целях широко используются:
- информация на стендах, в папках-передвижках
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений,
- деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми.
Интересны и такие формы работы:
- «открытые дни» с просмотром совместной деятельности,
- совместные праздники и развлечения («Дорожная азбука»,
- семейные проекты «Грамотный пешеход».
Слайд 17 Не маловажным условием для планирования работы с детьми является анализ знаний детей. На первоначальном этапе была проведена диагностика с целью
- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.
Для сбора необходимой информации о детях использовались следующие материалы по ПДД:
1. Предметные картинки, макет "Улица", строительный материал, сюжетные картинки, дорожные знаки, схемы дорожных "ловушек".
2. Тест для оценки зрительного восприятия, внимания «Найди и назови»
3. Тест на определение оценки объема кратковременной зрительной памяти «Запомни и найди рисунок».
После проведения диагностики были получены следующие результаты:
У 21% детей навыки по ПДД – не сформированы (низкий уровень)
У 54 % детей проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
И у 25 % детей – высокий уровень.
Слайд 18 Проведенный Мониторинг результатов освоения детьми Образовательной программы ДОУ образовательной области «Безопасность» свидетельствует, что в результате целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения отмечается положительная динамика.
Об этом говорят следующие результаты:
У 29 % детей - проявляется интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимают активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, но путаются в понятиях. (средний уровень)
У 71 % детей прочные знания об окружающем мире. Используют полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы. (высокий уровень)
Дети с низким уровнем отсутствуют.
Следует отметить, что данные результаты позволяют сделать вывод о формировании у детей таких интегративных качеств как «Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Слайд 19 С учетом анализа данного опыта можно сделать вывод, что система проведенной работы оказалась эффективной. Об этом свидетельствуют результаты работы:
• Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе;
• Значительно повышен уровень компетентности и заинтересованности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;
• Обеспечена преемственность в работе по обучению детей ПДД с семьями;
• Разработаны сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД;
• Разработаны картотеки различных видов деятельности детей по обучению правилам дорожного движения;
• У воспитанников подготовительной группы сформированы практические умения ориентирования в дорожно-транспортных ситуациях, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, развиты устойчивые навыки безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях;
Слайд 20. Спасибо за внимание!