Елена Жарикова
Разные формы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Учить детей правилам дорожного движения актуально в любом возрасте. Уже с детского сада начинается этап приобщения учащихся к основам дорожного движения, затем идет школа, дополнительное образование и профессиональное образование.
В соответствии с ФГОС ДО задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей должны решаться интегративно в ходе освоения всех образовательных областей (линий развития) наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Деятельность воспитателя направлена на достижение целей : формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Вся повседневная деятельность человека направлена на удовлетворение физиологических, социальных и духовных потребностей, включая и обеспечение безопасности.
Публикация «Разные формы обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению). Дошкольный возраст это стремительное нарастание физических возможностей, двигательной активности, повышенной любознательности, самостоятельности и поэтому первостепенной задачей, которая стоит перед дошкольной организацией – воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения. По словам К. Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых улиц. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах. По этим улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения детей нужно начинать с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:
• повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
• развитие психофизических качеств ребенка
• формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Детский сад – первая ступень в ознакомлении малышей с правилами дорожного движения. Дети, посещающие детский сад, быстрее усваивают информацию о правилах дорожного движения.
Начало сентября мы с детьми начинаем разговор о правилах – правилах, с которыми мы живем в детском саду; о правилах в семьях, где живут дети; и наконец, о правилах дорожного движения – это те правила, которые ребята познают, когда идут в детский сад, из сада, когда просто гуляют с родителями.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над мостовой.
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Правила дорожного движения - тема, которую нужно и можно регулярно повторять, освежать в памяти детей. И делать это на протяжении всего учебного года и летнего оздоровительного периода. Однако простая зубрежка – очень скучное и, в конечном итоге, бесполезное занятие. И лучше всего, если эти правила не просто показывают на картинках и в стихах, а знаки дорожного движения встречаются в группе, на участке, где дети гуляют; на улице и во дворе, где дети проводят свои выходные с родителями.
Правила дорожного движения – очень важны для безопасности детей. Чтобы обучение проходило увлекательно и хорошо запоминающее, можно читать и учить вместе с малышами стихи о правилах и знаках дорожного движения.
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - (дорожный знак).
Вот тут хорошо не только показать знак, но и в игровой форме и смоделировать ситуацию, чтобы дети смогли не только рассказать, что за знак, а и действовать согласно знаку, продумывая свои действия и оберегая и предупреждая детей в группе.
Или
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянку у ограды -
Отдыхать ей тоже надо. (стоянка машины).
После прочтения этого стихотворения дети понимают, что данное место не просто пространство, а место для стоянки автомобиля, можно припарковать свою машинку. Дети второй младшей группы еще плохо говорят, но такие понятия у них стойко в голове откладываются.
На начальном этапе мы учитываем имеющиеся у детей знания и умения. Используя их, мы постепенно и последовательно ставим перед детьми новые задачи, показываем знакомые явления, обогащаем, закрепляем и систематизируем их представления о правилах движения по улицам и дорогам. Формируя элементарные математические представления, знакомим детей с самым главным участником дорожного движения – светофором.
Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам пока нет дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
Ребята обращаются к этому предмету как к одушевленному, спрашивают разрешения пройти по переходу, начинают говорить за него, представляя светофор своим другом.
Во время занятий физкультурой учим двигаться в определенном направлении, находить свое место. Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и будет выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Дети второй младшей группы очень любят быстро подвигаться, покричать. Иногда их просто не остановить. А игра «Красный, желтый, зеленый» очень «выручает» на занятиях физкультуры.
Дети учатся в игровой форме «подчиняться» словесному распоряжению светофора, двигаясь, согласно плану – налево, направо, по «островкам безопасности».
В нашем детском саду на протяжении долгого времени ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Немаловажным является факт, что обучение навыкам безопасного поведения на дороге организуется через различные виды деятельности;
совместную деятельность взрослого с детьми
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
самостоятельную деятельность детей
взаимодействие с семьями воспитанников
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно играя, дошкольник запоминает основные нормы и правила, пропускает через себя полученную информацию, принимает различные социальные роли и старается вести себя, так как требует тот или иной его персонаж. Реализуя образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» мы с детьми проводим игры и упражнения на закрепление Правил дорожного движения ( «Красный, желтый, зеленый», «Передай жезл»).
Нами были созданы условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. В группе создан центр по правилам дорожного движения, где представлен наглядный материал, настольный макет улицы, атрибуты и пособия для мероприятий, с помощью которых дети на практике закрепляют полученные знания по правилам дорожного движения, моделируют проблемные ситуации на дороге, ищут пути их решения.
Многие слышали о сказках про фиолетовый лес. (по играм В. В. Воскобовича). Никто не мог бы и подумать, что такие герои, как гномы Кохле, Желе и Зеле могут многое рассказать детям о ПДД. А как интересно и увлекательно проходят игры с игрой мальчиком Магноликом и игрой «Крестики». Детям особенно интересно все загадочное и таинственное. А что может быть загадочнее путешествие в волшебный фиолетовый лес с гномами по правилам дорожного движения!
Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе НОД. Дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из конструкторов улицы и обыгрывают разные ситуации.
Большое внимание уделяем применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью используем различные виды игр (дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные). Они помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.
Родители являются активными помощниками педагогов в деле воспитания детей грамотными пешеходами. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
В пропаганде правил дорожного движения широко используем наглядность; папки- передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папки- передвижки помещаем материал о ПДД, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.