Волхонская Оксана
Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения «Дорожные приключения Иванушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Публикация «Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения „Дорожные приключения Иванушки“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем ГБДОУ, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Итак, ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким.
Количество ДТП по вине самих детей увеличивается.
Чаще всего участниками дорожно – транспортных происшествий становятся дети – пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Исходя из выше сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения.
Основная часть
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о правилах дорожного движения;
-Формировать умение применять знания, полученные ранее в практической деятельности;
-Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками;
-Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
Воспитательная:
-Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
-Продолжать воспитывать у детей привычку использовать в повседневной речи вежливые слова;
-Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста
Форма проведения: игра- путешествие
Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Материалы и оборудование:
- музыка и аудио-магнитофон
- костюмы для героев
Современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные
Предварительная работа:
в детском саду с воспитателями - наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление: светофоров (высотой 10см, моделей зданий (дома, магазины и др.); коллективная работа - составление альбома «Дорожная азбука»;
с родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где пешеходы переходят дорогу и т. д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; изготовление дорожных знаков маленького размера (высота 10см); подбор материала и иллюстраций для оформления своей странички в альбоме «Дорожная безопасность», изготовление безопасного маршрута «Дом - детский сад»
Структурное описание
Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве, жил – не тужил Иванушка, гулял себе, песни распевал
(Иванушка вальяжно ходит песню напевает).
Вдруг откуда ни возьмись, Баба Яга налетела, закружила и чудес наворотила.
Баба Яга: - Я не страшная старушка,
Нарекли меня Ягой,
Говорят, что я плохая,
С костяною, что ногой.
Мной пугают всех детишек,
Что, летая на метле,
Я пытаюсь их поймать
И потом заколдовать.
(Баба Яга поет частушку и пританцовывает, начинает принюхиваться)
Баба Яга: - Русским духом пахнет
(замечает Иванушку)
Баба Яга: - Ты кто такой?
Иванушка : - Иванушка
Баба Яга: - Куда путь держишь Иванушка?
Иванушка : - По свету гуляю, хочу на людей посмотреть, да себя показать и новому научиться.
Баба Яга: - Ага, хочешь людей посмотреть, да новому научиться?
Раз, два, три, Иванушка в современный город попади…
Ведущий: Смотрит Иванушка по сторонам да диву дается
(Иванушка смотрит вокруг себя и удивляется)
Иванушка : - Дома стоят высоченные, кони мчат, только железные! Что же делать? Как мне быть (Хватается за голову)
Проходит мимо мальчик, обращает внимание на Иванушку
Мальчик Рома:
Что такое? Что случилось? Что стряслось?
Иванушка : - Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал
Не знаю правил я особых,
Чуть под машину не попал
Мальчик Рома: - Так ты не знаешь правил дорожного движения?
Иванушка : - Нет а что это такое?
Мальчик Рома: - Я тебе помогу, в детский садик отведу, воспитатель все покажет и про правила расскажет
Ведущий: И только они собрались идти через дорогу, как загорелся красный свет у светофора, а Иванушка так и хотел идти дальше, его чуть не сбила машина. Тут раздался свисток инспектора дорожного движения
Инспектор: - Здравствуйте ребята, а разве вы не знаете, что на красный сигнал светофора идти нельзя?
Мальчик Рома: - Знаем, знаем, в садике и школе про это рассказывали
Инспектор: - А почему же вы не соблюдаете правила дорожного движения?
Рома: - Да я то знаю, а вот Иванушке надо рассказать про правила дорожного движения, ведь он не знает, как нужно через дорогу переходить.
Инспектор: - Ну что ж, я Вас тогда отведу в Детский сад, где вас обязательно научат правилам дорожного движения
Ведущий: Пришли Рома и Иванушка в детский сад.
Воспитательница читает ребятам книжку о правилах дорожного движения
Воспитательница: - Ребята отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят, десять, двадцать, сто подряд
Квадратными глазами друг на друга глядят.
Все вместе: Улица
Воспитательница: Правильно, улица. Она такая большая, а мы с Вами такие маленькие, по дорогам ездят машины, и чтоб с нами не случилась беда надо обязательно знать правила дорожного движения, они нам всегда помогут!
Подходят Иванушка и мальчик Рома
Иванушка : - ой, а пока мы Ромой шли я тоже сочинил стишок!
Ну а я шагаю прямо
Где машины в ряд спешат,
И на знаки не смотрю я,
Пусть водители глядят!
Воспитательница: Иванушка, ты что, знаки ведь существуют не только для водителей! Но и для пешеходов! Вот дети у нас тоже знают частушки, но только правильные! Дети, давайте споём Иванушке!
Дети поют частушки:
1-й ребенок
Чтобы путь стал безопасным
И учеба не напрасной,
Знать нам надо, без сомненья,
Просто правила движенья!
2-й ребенок
Перед строгим светофором
Обещаю, что всегда
Идти буду на зеленый,
А на красный никогда!
3-й ребенок
Обещаю я, что в мячик
Буду во дворе играть,
А не на проезжей части,
Чтоб под транспорт не попасть!
Воспитательница:
Нарушителям закона
Приказание, друзья:
Выучить беспрекословно
ПДД от «а» до «я»!
Иванушка : - Я понял! Ведь моя безопасность на дороге зависит и от меня самого! Спасибо, ребята!
Воспитательница: Вот видишь, Иванушка, как полезно узнавать что-то новое! Теперь ты будешь ходить в детский сад и учить вместе с ребятами правила дорожного движения, а они тебе в этом всегда помогут! Да, ребята?
Все вместе: - Даааа!
Иванушка : - Вот спасибо Вам друзья,
Жить без правил нам нельзя
Должны знать все без исключения
Правила Дорожного Движения!
(Воспитательница с ребятами поет песню)
Песня «Правила дорожного движения» на музыку из мультфильма «Маша и медведь»
1. Много правил есть на свете
Их, конечно, нужно знать!
Но, важнее всех, поверьте,
ПДД всем соблюдать!
Мчат машины по проезжей.
Нам нельзя перебегать!
Должен ты остановиться
И зелёный подождать!
Припев:- 2 раза
Если правила движенья соблюдаются
Никакой беды с тобой не приключается!
2. Человечек нарисован,
По полосочкам идет.
Знают взрослые и дети –
Пешеходный переход!
Так же надо знать, конечно,
Что страдают часто те, Кто не слушается взрослых,
Кто забыл о ПДД
Припев:- 2 раза
Если правила движенья соблюдаются
Никакой беды с тобой не приключается!
Ведущий: - Соблюдайте их, друзья, нам без них никак нельзя,
Правила Дорожного движенья!
Ведущий: - Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Список использованных источников
1. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
2. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.
3. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. https://www.numama.ru Интернет- сайт «Ну, мама»
6. https://doshkolnik.ru Всероссийское сетевое издание «Дошкольник»
7. https://www.maam.ru Международный образовательный портал «МААМ. РУ»
Заключение
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.