Плешанова Инна Викторовна
Консультация для родителей «Когда ребенку нужен логопед»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время очень многие родители не спешат обращаться к логопеду и задумываются об этом только тогда, когда пятилетний ребенок четко не произносит какие-то звуки.
Однако задача логопеда намного шире, и не ограничивается постановкой двух-трех звуков!
Так в каких же случаях показана помощь квалифицированного специалиста? Ведь только логопед поможет разобраться в ситуации и подробно вас проконсультирует по поводу развития речевых способностей малыша.
Речь является самым сложным феноменом человеческого организма. И, конечно, родители рады каждому новому звуку, слову, предложению в речи малыша. Но порой бывает, так что молодые мамы и папы из-за всей неопытности могут не обратить внимания на четкость произнесения тех или иных звуков, лексический состав и скорость речи, словарный запас, пространственные представления о мире у ребенка. Все это и многое другое входит в первичную диагностику, которую проводит логопед.
Многие родители думают, что ребенка нужно приводить к логопеду в пять лет, однако они ошибаются. В этом возрасте ребенок имеет уже достаточно сформировавшуюся речь.
Уже с двух лет малыш постепенно начинает овладевать правильной речью. Конечно тут все зависит от индивидуальных способностей ребенка, но именно в этот момент нужно быть внимательней. Попробуем разобраться, какую помощь может оказать логопед ребенку в разном возрасте.
От 0 до 3 лет
Конечно же никто не понесет новорождённого к логопеду. А между тем первое, что делает малыш в первые дни своей жизни – кричит. А может и не кричать (что тоже бывает, что является определенным показателем не только для неонатолога, но и для логопеда.
От двух – трех месячного ребенка можно услышать гуление, чуть позже первые слоги. Родителям стоит задуматься, если в этот период ребенок молчит. Это является не только поводом для беспокойства, но и для проверки в первую очередь слуха и зрения.
К полутора годам ребенок понимает обращенную к нему речь. А значит у него уже имеется некоторый пассивный словарный запас, но пока не готов их произносить так же хорошо, как взрослые.
В 2-3 года начинается формирование грамматического строя речи – ребенок пробует строить маленькие предложения. К трем годам малыш уже накапливает активный словарь, в который входят от 300 до 1000 слов. Но если к трем годам у ребенка нет активного словаря, то есть он все понимает, но молчит – это серьезный повод обратиться к логопеду.
Что мешает развитию правильной речи у ребенка:
• телевизор, радио, планшет, телефон, компьютерные игры
• отсутствие живого общения со взрослыми
• гиперопека
• слабое развитие мышц гортани и языка
• постоянное психологическое давление, психологические травмы
• частые болезни, недомогания
• короткая уздечка языка, высокое нёбо
• неправильное строение зубов
• неправильный прикус
Не обязательно чтобы в трехлетнем возрасте ребенок говорил чисто, но он не должен, к примеру, нарушать количество слогов в слове. К пяти годам он уже должен правильно складывать предложения, уметь составить небольшой рассказ по картинке, связно рассказать какую-то историю.
Как известно, наша речь находится на кончиках пальцев, поэтому развитие мелкой и крупной моторики, су-джок-терапия, логопедический массаж, а также игровые программы и специальные методики помогают логопеду научить малыша правильному произношению. Если ребенок не понимает, как именно нужно поставить язык, логопед помогает ему логопедическим зондом.
Однако для того чтобы у малыша все получилось, родители также должны прилагать свои усилия – заниматься с ребенком дома. Только так, в совместной деятельности, можно добиться видимого результата. Кроме того, занятия должны быть регулярными с доведением правильного произношения до автоматизма.
5-7 лет
В этом возрасте ребенок готовится к школе, где, кроме новых знаний, ему придется столкнуться и с новым коллективом. Согласитесь, что адаптация и общение со сверстниками будет проходить гораздо легче, если речь его будет чистой. Кроме того, перед школой, родители в обязательном порядке должны отвести ребенка к логопеду. Специалист проверит словарный запас ребенка, правильность произносимых звуков, моторные навыки — все то, что поможет ему быть успешным в учебе и общении со сверстниками.
Давно замечено, что дети, у которых имеются дефекты речи, в школе испытывают проблемы с правописанием. Такие дети путают на письме буквы, которые похоже звучат, в их тетрадках постоянные помарки, они часто выходят за поля и на соседние строчки. Логопед поможет разобраться с письменной речью и пространственными представлениями.
Ребенку необходима помощь логопеда если:
• к трем годам ребенок молчит или использует очень скудный словарный запас;
• к трем годам ребенок не может составить предложения;
• к пяти годам искажается тот или иной звук;
• ребенок меняет местами слоги, пропускает или повторяет их;
• к пяти годам ребенок испытывает трудности в произношении слов со стыками согласных (например, сн, чн, ст, кр и др.);
• ребенок заикается;
• у кого-то из родителей имеются дефекты речи;
• существуют проблемы со зрением или слухом;
• ребенок путает близкие по звучанию буквы при письме;
• есть неврологические диагнозы (ЗПР, ДЦП, аутизм).