Олеся Левченко
Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Кинезиология как средство умственного развития детей
старшего дошкольного возраста».
Добрый день уважаемые коллеги, я бы хотела представить вашему вниманию тему своего доклада: «Кинезиология как средство умственного развития детей
Публикация «Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
старшего дошкольного возраста».
Материал из данного опыта накапливался в течение года в результате работы с воспитанниками старшего возраста
В данном учреждении есть группа компенсирующей направленности, которую посещают дети с нарушениями речи (ОНР). Предлагаемый опыт создан на основе апробации методов кинезиологии в условиях ДОУ. Количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.
Для данного контингента воспитанников (дети с ОНР) характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения. Среди психологических характеристик детей с ОНР — быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция.
Чтобы поддержать познавательную активность детей данной категории, развить их мыслительные процессы, преодолеть имеющиеся у дошкольников нарушения, укрепить психофизическое здоровье - мы решили использовать методы кинезиологии для проведения комплексной психокоррекционной работы.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Следовательно, развивающая работа на основе методов кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот
Понятие методы кинезиологии достаточно обширное. В своей работе в рамках дошкольного учреждения мы использовали такие методы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры (так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра) и кинезиологические сказки.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие.
Это и растяжки, и упражнения для дыхания, массаж, игры на развитие моторики, пальчиковые игры.
Растяжки) нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Упражнения для развития мелкой моторики - воздействуют на активные точки, связанные с корой головного мозга, косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Кинезиологические игры – прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху.
Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений создается целая история (сказка) и эффективность увеличится в несколько раз.
Все мероприятия тесно связаны между собой. С первого дня их проведения дети были заинтересованы в участии, с энтузиазмом выполняли все задания, потому что построены они были в логической последовательности, с постепенным усложнением заданий и вызывали очень большой интерес тем, что такие упражнения выполняют даже космонавты при подготовке к полетам в космосе. Наличие наглядных пособий, раздаточного материала, поощрительных призов, красочных нетрадиционных пособий способствовало успешной заинтересованности детей. Основное внимание уделялось работе, которая состояла из специально подобранных игр и упражнений. Они как бы вливались во всю деятельность ребенка в детском саду. Все специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели) применяли эти упражнения на своих занятиях. А благодаря участию и помощи родителей проникали и домой. Игры проводились как в форме соревнований, так и без них. Большое значение уделялось содержанию игр, поскольку через них развивались психические функции ребенка: мышление, память, внимание, речь. Использование кинезиологических игр и упражнений способствовало не только интеллектуальному, но и психическому развитию детей. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Главный ключ к развитию способностей ребенка – «гимнастика мозга»)
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Познакомившись с книгами Т. Т. Хризман и В. Д. Еремеевой «Мальчики и девочки. Два разных мира», Сиротюк А. Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», А. В. Семинович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и др., мы нашли подтверждение тому, что используемые нами игры и кинезиологических упражнения – ценнейший инструмент в развитии дошкольников.
Данную идею развила в своих работах Сиротюк Алла Леонидовна — доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. Она разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Нами за основу развивающей занятий по кинезиологии был взят материал ее книги «Коррекция развития интеллекта дошкольников.
Исходя, из противоречий была поставлена цель и определены следующие задачи нашей педагогической деятельности.
Цель: Формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.
Задачи:
Создание педагогических условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
Развитие внимания, восприятия и памяти детей;
Повышение способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
Формирование пространственных представлений;
Развитие общей и мелкой моторики;
Расширить представление родителей о роли кинезиологии в развитии детей
старшего дошкольного возраста.
Специфическими задачами являлись:
развитие межполушарной специализации;
развитие межполушарного взаимодействия;
синхронизация работы полушарий;
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что
разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей.
В начале и в конце года диагностируем детей, чтобы спланировать дальнейшую работу, проследить динамику развития межполушарного взаимодействия. Диагностику проводим по заданиям, не занимающим много времени это
1. Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис
«Кулак—ребро—ладонь»
2. Речевой вариант пробы Хеда.
Комплексы кинезиологических упражнений, которые мы включаем в следующие упражнения:
- упражнения по развитию мелкой
моторики рук
- растяжки
- дыхательные упражнения
- глазодвигательные упражнения
- телесные упражнения
- массаж и самомассаж
- упражнения на релаксацию
Для эффективной результативности работы мы учитывали определенные условия:
-Упражнения проводятся утром.
-Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.
-Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
-Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.
-От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
В результате применения комплексного подхода в осуществлении коррекционной работы с активным применением нетрадиционных способов развития интеллекта наметилась положительная динамика в развитии интеллекта и психических процессов у детей с помощью упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия.
Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.
Эти наблюдения подтверждают и данные мониторинга детского развития. По всем показателям видна положительная динамика.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, можно сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Заключение
Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии.
Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Он основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей.
Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Польза, которую приносят эти упражнения – колоссальная. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
У дошкольников с ОНР улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь, повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение. Ведь движение – это жизнь.