Валерия Фокина
Кинезиологические упражнения с использованием камней и минералов для гармоничного развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения с использованием камней и минералов для гармоничного развития дошкольников с ОВЗ
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по применению кинезиологических упражнений с использованием камней и минералов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами развития мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста.
Публикация «Кинезиологические упражнения с использованием камней и минералов для гармоничного развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Камни и минералы
- Камни. Знакомство с камнями
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
2. Разучить с участниками мастер-класса кинезиологические упражнения, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: камни и минералы
I.Введение
Уважаемые коллеги!
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса. Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными, левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. Кстати, у детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак - это нарушение речи.
«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о нём, как о оригинальном способе оздоровления детей.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематического выполнения кинезиологических упражнений у ребёнка развиваются межполушарные связи. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. Процесс коррекции речевых расстройств будет более увлекательным, эмоционально – насыщенным, успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.
II.Для развития речи мы используем следующие направления кинезиотерапии :
• Дыхательные упражнения
• Пальчиковая гимнастика
• Телесные упражнения
• Логопедическая ритмика
• Артикуляционная гимнастика
1. Дыхательные упражнения
«Ветерок и камушки». Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек, т. е. производим «хватательные» движения.
Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами «шмыгнуть» носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3–4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды. «Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.
Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.
«Туристы». Представим, что мы на берегу реки. Положите камешек на пол прямо перед собой. Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь, и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно, через рот, не открывая его широко.
"Сдуй жука". Перед ребенком 5 камушков на которых сидят жуки. Нужно сдуть сначала большой струей воздуха одного жука, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть всех.
"Дыхание носом". Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, а в кулачке зажат камушек; левая - мизинцем левой рук, при этом перекладываем камушек в левую ладонь. Важно глубоко и неторопливо дышать.
"Ныряльщики". Дети стоят босиком на «Каменной тропинке», делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.
2. Телесные упражнения.
«Перекрестный марш по гальке».
«Пальчики шалят» - каждым пальцем сначала левой руки по гальке под счёт до 5 начиная с большого пальца. Сжать кисти в кулак и поочерёдно разгибать пальцы начиная с мизинца, «наступать» на камушки. Повторить то же по 3-4 раза с каждым пальцем.
«Маяк». Руки направлены вверх. В одной руке зажать камень, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук. Камень положить, встряхнуть, расслабить руки.
«Замок» (ладони вместе, пальцы переплетены, между ними зажат камушек) :
- сдавливание ладоней с силой;
- вращение вправо-влево;
- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону (пальцы переплетены).
«Кошечка играет» - сильное полусгибание и разгибание пальцев, гребем мелкие камешки. Разведение пальцев рук.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцами рук камушек, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Действия сопровождаются стихотворением или чистоговоркой.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Ухо-нос-хлопок»
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак с зажатым камушком, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
"Кулак - ребро – ладонь" — На столе лежит плоский камушек. Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Спрячь ракушку». Правая рука лежит ладонью вниз, прикрывая ракушку, а левая – ладонью вверх; одновременная меняем положение ладоней, закрывая ракушку другой рукой.
«Симметричные рисунки» - рисовать камушком на песке обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Капитан» Одна рука к виску с прижатыми пальцами. Другая в «восклицательном» жесте. Меняем положение рук, ударяя по камушку (или ракушке) на столе. В усложнённом варианте добавляем хлопки.
«Назови ласково»
Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.
Описание. Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Ва-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Ва-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
«Слоговые цепочки»
Сейчас я вам расскажу историю, а вы повторите.
А / АО / АОУ / АОУЭ / АОУЭЫ. Выкладываем дорожку из камней в соответствии с количеством звуков.
«Ритмичные чистоговорки»
Са-са-са-са – каждый пальчик ложится на камушек.
Вот – хлопок по груди
Ли-са – хлопки по коленям
(Оса, коса, коза, леса, роса. Весы, часы, чипсы. Гора, дыра, жара, икра, нора).
Игра с камнями «Дружные ребята»
Дети в кругу. Руки впереди, ладонями вверх. В правой ладони каждого камушек.
У меня - У соседа.
Взял - Отдал.
7. Упражнение «Продолжи ритм»
/ / - щелчки пальцами, / - хлопок в ладони, / - хлопки по камушкам.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.
III. Заключение мастер-класса. Рефлексия
Каждый педагог может выбрать себе любой понравившийся камушек, поделиться впечатлениями