Марина Владимировна Епишкина
Кейс-технологии в образовательном процессе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
«Кейс-технологии в образовательном процессе»
Старший воспитатель:
Епишкина Марина Владимировна
Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Технологий, которые направлены на формирование интегративных качеств дошкольников. Технологий, которые позволят овладеть конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставит ФГОС.
Публикация «Кейс-технологии в образовательном процессе» размещена в разделах
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и
мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой.
Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше
информации, которую они не успевают обработать в своей голове,
разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как
общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая
составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах
деятельности, важное условие нормального психологического развития
личности.
Современное образование, переходящее к информационной культуре, должно воспитывать готовность дошкольника к «инновационному поведению». На смену повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни.
Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем.
Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные пути к их решениям.
И задача педагога построить так свою работу с детьми, что позволит сформировать у них важные жизненные качества.
Поэтому в педагогической практике нашего дошкольного учреждения встал вопрос поиска новой технологии работы с дошкольниками, которая должна принести свои плоды за довольно непродолжительный промежуток времени. Обработав большое количество информации, мы решили остановиться на одной из актуальных на сегодняшний день использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Поскольку данная технология способствует развитию критического мышления, ребенок добывает знания сам, а педагог мотивирует, координирует, контролирует его деятельность. Дошкольники не просто изучают материал, а становятся полноправными участниками ситуации, ее творцами, что способствует их успешному развитию.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейс-технология в образовании : что это такое? – это ряд определенных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.
Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, это соответствует требованиям к образованию детей любого возраста сегодня.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Существуют разные виды кейсов :
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Что может содержать кейс :
Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
Иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи.
Рассмотрим классификацию кейсов :
По содержанию кейса и степени его воздействия на детей выделяют:
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
практические кейсы,
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом назначение такого кейса может сводиться к тренингу, закреплению знаний и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности.
Именно этот тип кейсов применяют в дошкольном детстве, когда мышление детей чрезвычайно приближено к практике, а предметом обучения являются знания, которые возможно и необходимо применить сразу и в конкретной жизненной ситуации. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут или могли бы быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей.
Кейс представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать четко поставленной цели создания;
иллюстрировать типичные ситуации;
быть актуальным;
развивать аналитическое мышление;
иметь соответствующий уровень трудности;
провоцировать дискуссию;
иметь несколько решений.
При всем многообразии видов кейсов, все они имеют структуру. Как правило, кейс включает в себя :
Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
Контекст ситуации – хронологический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
Комментарий ситуации, представленный автором,
Вопросы или задания для работы с кейсом,
Приложения (в форме иллюстрации, музыки и т. п.).
Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со взрослым, предъявившим кейс.
Прежде всего, мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:
Определение темы и вопроса исследования, которые должны быть интересны детям.
Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».
Определение контекста.
Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала.
Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.
Описание и редактирование кейса.
Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Существуют различные методы кейс-технологии, такие как:
метод ситуационного анализа – (метод анализа конкретных ситуаций, кейс-стади, ситуационные задачи и упражнения, кейс-иллюстрации, фото-кейсы, кейс на основе мультфильмов или литературных произведений);
метод инцидента (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
метод ситуационно-ролевых игр (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников, альтернатива сюжетно-ролевая игра);
метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной проблеме, ситуации);
игровое проектирование (процесс создания проектов);
метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
В дошкольном возрасте необходимо использовать практические кейсы, среди которых выделяем следующие:
Кейс - иллюстрации - наиболее удобная и простая форма, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс - иллюстрации, активизирует мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. Данная технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Фото-кейс - этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.
Данная технология объединяет сложную реальность и задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
В «фото-кейс» входит:
- фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
- текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
- задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
3. Кейс-ситуация - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
4. Кейс на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
5. Кейс-драматизация - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике.
В процессе освоения кейс-технологий дети учатся :
• получать необходимую информацию в общении;
соотносить свои устремления с интересами других;
доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
отстаивать свою точку зрения;
принимать помощь.
Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:
дети учатся вести диалог со взрослыми и сверстниками;
происходит формирование у детей навыков работы в команде;
развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
дети самостоятельно учатся применять полученные знания в реальной жизни.
Рассмотрим этапы работы с кейсом разных видов :
Первый этап: подготовительный. На этом этапе происходит знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
Любой кейс, воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности : может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. Кейс можно применять как для групповой, подгрупповой, так и для индивидуальной работы.
С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.
Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-технологии – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
Данные технологии актуальны в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить их в образовательную практику следует уже с младшего дошкольного возраста. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
«Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух». В. Гумбольдт.