Татьяна Шилоносова
Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад №7/2»
Воспитатель высшей кв. категории
Шилоносова Татьяна Валерьевна
Начало работы: сентябрь 2023 г.
Окончание работы: май 2024 г.
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Пояснительная записка
Публикация «Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж велик урон нанесён живой природе. От нас Савик зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причём, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны увидеть эту красоту : разнообразие красок неба листьев. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать, не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Цель:сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством игр.
Задачи работы:
- расширить кругозор детей о свойствах и объектах живой и неживой природы через разные виды и игр.
- развивать понимание гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля.
- воспитать бережное и осознанное отношение к живой (растения и животные) и неживой (вода, земля) природе, заложить практические навыки безопасного поведения в природе.
-осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей
-развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
-формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом -деятельность должна носить природоохранный характер
Пути реализации
-создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
-повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
-обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
-обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную
деятельность.
-Экологическое воспитание родителей, пропаганда экологических знаний.
Предполагаемый результат:
-повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
-Вторичное использование полезных отходов.
-Внедрение новых технологий воспитания, обучение, развитие.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к экологическому воспитанию на примерах совместных действий детей и взрослых. По мере возможности стараться устраивать детям отдых на природе в разное время года, наблюдать за сезонными изменениями, проводить разные виды игр.
Отмечать достижения детей и определять пути дальнейшего совершенствования
Работа проводилась в три этапа:
-подготовительный,
-основной,
-заключительный.
1этап-подготовительный.
На первом подготовительном этапе работы, изучена базовая программа дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающая среда. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки:
-недостаточно методических разработок по экологическому воспитанию для детей;
-скудная картотека экологических игр;
-мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому изучили методическую литературу, провели анкетирование родителей, обследование состояние сформированности знаний детей по экологическому воспитанию. Анализ результатов показал, что знания детей в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Итак, результаты диагностического этапа позволили определить следующие этапы работы:
1. выработать систему экологических игр для детей.
2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Для повышения педагогического мастерства:
1. Разработан перспективный план работы с детьми и работу с родителями в группе.
2. Разработаны и подобраны для детей игры по экологическому воспитанию (дидактические игры, имитационные игры, игры - соревнования, игры-эксперименты.
Проанализировав анкетирование родителей, пришли к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся всему и всё усвоят в процессе взросления.
2-й этап – основной.
Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению. Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым. Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
3-й этап – заключительный
По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.
Работа с детьми по экологическому воспитанию
Сроки Содержание работы Использование д/и
Сентябрь Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для детей.
Октябрь Разработать и подобрать для детей игры по экологическому воспитанию (дидактические игры, имитационные игры, игры - соревнования, подвижные игры и т. д
Анкетирование родителей
Ноябрь Расширять знания детей о животных.
Учить использовать знания о животных.
Беседа с детьми:
- Д/ и: «Угадай по описанию»
Декабрь НОД " А вы знаете,где у мусора место?"
«Сказка про то, как чистота мусор победила»
Январь Научить детей правильному поведению и ответственному отношению к природе. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы.
Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Учить детей видеть красоту природы в худ. литературе
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
1.15 января «День зимующих птиц»
-коллективная аппликация
-Дид. игра «Зимующие птицы»
-Дид. игра «Половинки»
-Занятие «Пернатые друзья»
2. Беседа с детьми
«Охрана природы человеком»
3. «Путешествие по станциям природы»
4. Чтение худ. литературы
Февраль Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.
Расширять знания детей о жизни животных зимой.
1. Беседа «Лесные жители»
2. Д/и «Зимушка-зима»
3. Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму».
4. Стихотворение «Зима
недаром злится,
Прошла её пора…»
Март Дать детям представление о весеннем пробуждении природы.
Продолжать расширять знания детей о птицах, их повадках.
Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.
Систематизировать знания детей о временах года 1. Беседа «Здравствуй, весна!»
2. Презентация «Птицы весной»
3. Чтение худ. литературы.
4. Д/и «Когда это бывает?»
Апрель Продолжать расширять знания детей о домашних животных (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т. д.).
Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением.
Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.
Проведение экологических досугов, народных праздников и развлечений:
«День птиц»;
«Пасха»;
«День Земли»;
«День посадки деревьев»;
Завершение проекта «Огород на подоконнике».
1. Беседа «Домашние животные»
2. Виртуальная экскурсия в парк «Лес весной»
3. Д/и «Кто живёт в горах»
4. Работа с иллюстрациями «Первые цветы на участке»
Май Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство.
Познакомить детей с Красной книгой».
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Привлечь детей к высаживанию рассады, семян.
Воспитывать бережное отношение к природе 1. Беседа «Весенние заботы птиц»
2. Просмотр видеоролика
«Как человек охраняет природу»
3. Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!»
5. Чтение худ. литературы
Работа с родителями
Сентябрь Октябрь Составление перспективного плана работы.
Подбор информации, материалов для родителей. -Анкетирование родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
-Консультация для родителей
«Сортировка мусора – необходимый шаг для улучшения экологии»_
Ноябрь Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным Консультация «Любит ли ребёнок животных»
Декабрь Пополнить знания детей о русских писателях Памятка «Природный мир в детской художественной литературе»
Январь Закрепить знания родителей о природе Викторина «Знатоки природы»
Февраль Планирование семейного досуга. Научить наблюдать за сезонными изменениями в природе вместе с детьми Папка-передвижка «Зимушка-зима» «Зимние забавы вместе с ребенком»
Консультация родителей о создании проекта «Огород на подоконнике»
Март Воспитывать любовь к окружающей природе у детей и родителей Консультация родителей о создании проекта «Огород на подоконнике»
Апрель Совместная работа родителей и детей. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, использование в промышленности Консультация для родителей «Природа и ребенок»
Май Привлечь родителей к высаживанию рассады, семян Озеленение клумб