Лучший педагог года

Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Шилоносова
Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полазненский детский сад №7/2»

Воспитатель высшей кв. категории

Шилоносова Татьяна Валерьевна

Начало работы: сентябрь 2023 г.

Окончание работы: май 2024 г.

По продолжительности: долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Пояснительная записка

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.

Публикация «Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж велик урон нанесён живой природе. От нас Савик зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причём, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны увидеть эту красоту: разнообразие красок неба листьев. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать, не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Цель:сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством игр.

Задачи работы:

- расширить кругозор детей о свойствах и объектах живой и неживой природы через разные виды и игр.

- развивать понимание гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля.

- воспитать бережное и осознанное отношение к живой (растения и животные) и неживой (вода, земля) природе, заложить практические навыки безопасного поведения в природе.

-осознание ребенком себя как части природы;

- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей

-развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

-формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом -деятельность должна носить природоохранный характер

Пути реализации

-создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

-повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

-обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.

-обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную

деятельность.

-Экологическое воспитание родителей, пропаганда экологических знаний.

Предполагаемый результат:

-повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.

-Вторичное использование полезных отходов.

-Внедрение новых технологий воспитания, обучение, развитие.

Родители.

Поддерживать интерес ребенка к экологическому воспитанию на примерах совместных действий детей и взрослых. По мере возможности стараться устраивать детям отдых на природе в разное время года, наблюдать за сезонными изменениями, проводить разные виды игр.

Отмечать достижения детей и определять пути дальнейшего совершенствования

Работа проводилась в три этапа:

-подготовительный,

-основной,

-заключительный.

1этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе работы, изучена базовая программа дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающая среда. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки:

-недостаточно методических разработок по экологическому воспитанию для детей;

-скудная картотека экологических игр;

-мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому изучили методическую литературу, провели анкетирование родителей, обследование состояние сформированности знаний детей по экологическому воспитанию. Анализ результатов показал, что знания детей в основном соответствуют низкому и среднему уровню.

Итак, результаты диагностического этапа позволили определить следующие этапы работы:

1. выработать систему экологических игр для детей.

2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

Для повышения педагогического мастерства:

1. Разработан перспективный план работы с детьми и работу с родителями в группе.

2. Разработаны и подобраны для детей игры по экологическому воспитанию (дидактические игры, имитационные игры, игры - соревнования, игры-эксперименты.

Проанализировав анкетирование родителей, пришли к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся всему и всё усвоят в процессе взросления.

2-й этап – основной.

Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению. Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым. Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

3-й этап – заключительный

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Работа с детьми по экологическому воспитанию

Сроки Содержание работы Использование д/и

Сентябрь Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для детей.

Октябрь Разработать и подобрать для детей игры по экологическому воспитанию (дидактические игры, имитационные игры, игры - соревнования, подвижные игры и т. д

Анкетирование родителей

Ноябрь Расширять знания детей о животных.

Учить использовать знания о животных.

Беседа с детьми:

- Д/и: «Угадай по описанию»

Декабрь НОД " А вы знаете,где у мусора место?"

«Сказка про то, как чистота мусор победила»

Январь Научить детей правильному поведению и ответственному отношению к природе. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы.

Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Учить детей видеть красоту природы в худ. литературе

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.

1.15 января «День зимующих птиц»

-коллективная аппликация

-Дид. игра «Зимующие птицы»

-Дид. игра «Половинки»

-Занятие «Пернатые друзья»

2. Беседа с детьми

«Охрана природы человеком»

3. «Путешествие по станциям природы»

4. Чтение худ. литературы

Февраль Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.

Расширять знания детей о жизни животных зимой.

1. Беседа «Лесные жители»

2. Д/и «Зимушка-зима»

3. Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму».

4. Стихотворение «Зима

недаром злится,

Прошла её пора…»

Март Дать детям представление о весеннем пробуждении природы.

Продолжать расширять знания детей о птицах, их повадках.

Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.

Систематизировать знания детей о временах года 1. Беседа «Здравствуй, весна!»

2. Презентация «Птицы весной»

3. Чтение худ. литературы.

4. Д/и «Когда это бывает?»

Апрель Продолжать расширять знания детей о домашних животных (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т. д.).

Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.

Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением.

Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.

Проведение экологических досугов, народных праздников и развлечений:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

Завершение проекта «Огород на подоконнике».

1. Беседа «Домашние животные»

2. Виртуальная экскурсия в парк «Лес весной»

3. Д/и «Кто живёт в горах»

4. Работа с иллюстрациями «Первые цветы на участке»

Май Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство.

Познакомить детей с Красной книгой».

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Привлечь детей к высаживанию рассады, семян.

Воспитывать бережное отношение к природе 1. Беседа «Весенние заботы птиц»

2. Просмотр видеоролика

«Как человек охраняет природу»

3. Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!»

5. Чтение худ. литературы

Работа с родителями

Сентябрь Октябрь Составление перспективного плана работы.

Подбор информации, материалов для родителей. -Анкетирование родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

-Консультация для родителей

«Сортировка мусора – необходимый шаг для улучшения экологии»_

Ноябрь Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным Консультация «Любит ли ребёнок животных»

Декабрь Пополнить знания детей о русских писателях Памятка «Природный мир в детской художественной литературе»

Январь Закрепить знания родителей о природе Викторина «Знатоки природы»

Февраль Планирование семейного досуга. Научить наблюдать за сезонными изменениями в природе вместе с детьми Папка-передвижка «Зимушка-зима» «Зимние забавы вместе с ребенком»

Консультация родителей о создании проекта «Огород на подоконнике»

Март Воспитывать любовь к окружающей природе у детей и родителей Консультация родителей о создании проекта «Огород на подоконнике»

Апрель Совместная работа родителей и детей. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, использование в промышленности Консультация для родителей «Природа и ребенок»

Май Привлечь родителей к высаживанию рассады, семян Озеленение клумб

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 июля 2024 в 19:20
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кейс игр и пособий как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шилоносова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД