Наталья Рачеева
Проект по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Каменные звери город стерегут»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию связной речи в процессе ознакомлении с Санкт-Петербургом в старшей логопедической группе
ГБДОУ детский сад №70 комбинированного вида
Кировского района Санкт –Петербурга
"Каменные звери город стерегут"
Длительность проекта : краткосрочный, две недели
Вид проекта : информационно - творческий
Участники проекта :
Публикация «Проект по развитию связной речи в старшей логопедической группе „Каменные звери город стерегут“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- дети старшей логопедической группы
- родители детей группы
- воспитатель группы – Рачеева Наталья Всеволодовна
Вопрос ребё нка: «А какие каменные звери живут в нашем городе?»
"Город спит. И Невский стройный уплывает в темноту.
Только кони неспокойны на Аничковом мосту. Страшно мне.
Рванутся кони! Кто таких коней догонит!"
Сергей Скаченков
«Узор решёток, фонари,
Неповторимой красоты.
Грифоны, цепи, кони, львы
Собой украсили мосты»
Ольга Балева
Актуальность проекта :
У детей моей группы имеются представления о родном городе, Санкт – Петербурге,
но знаний о его строительстве, о его достопримечательностях и культурном наследии недостаточно. Родители мало рассказывают детям о истории родного города,
его памятниках, соборах, дворцах, мостах, недостаточно обращают внимания на красоту родного города, его индивидуальность.
Познавательно – речевое развитие детей с проблемами речи – одно из важнейших направлений в моей работе.
В процессе знакомства детей с родным городом дети познают общечеловеческие ценности, учатся усваивать знания, которые пригодятся в будущем, развивается их кругозор, интеллект.
Использование в работе различных видов игр, занимательных задач позволит усваивать знания о Санкт – Петербурге и его культурном наследии играючи, это поможет «на малом учить многому».
Знакомство с историей Санкт – Петербурга, его достопримечательностями обеспечит и развитие связной речи детей, чтение стихов, заучивание загадок, составление рассказов о городе обогатит словарь детей.
Работа по ознакомлению с Санкт – Петербургом потребует и взаимодействия родителей с детьми. Родители должны будут обеспечить экскурсии выходного дня в центр города, изготовить фотоколлаж, совместно с детьми сделать игру по Петербурговедению.
Эта работа поможет сблизить интересы педагога, детей и родителей, сделать их единомышленниками и сотрудниками при знакомстве детей с Санкт – Петербургом, при развитии связной речи детей.
Цель проекта :
Формирование у каждого ребёнка группы интереса к истории создания родного города,
его памятникам, достопримечательностям, каменным зверям
Задачи проекта :
1. Уточнение и дополнение знаний детей о памятниках и достопримечательностях С–Пб,
освоение знаний в игровой форме.
2. Закрепить знания о каменных зверях Санкт – Петербурга, их названиях;
3. Формирование интереса к истории создания Санкт – Петербурга, его памятников и достопримечательностей
4. Развитие связной речи детей во время составления рассказов о достопримечательностях города, о его каменных стражах.
5. Обогащение и активизация словаря в процессе разучивания стихов,
загадок, речевых дидактических игр о С –П
6. Формирование интереса к истории родного города
7. Побуждать осваивать знания сообща с другими детьми и родителями
8. Формировать чувство любви к своему родному городу и гордости за него
Формы и методы работы:
-Чтение детской художественной литературы о городе и его достопримечательностях
-Беседы о прочитанном и о достопримечательностях С –Пб, каменных зверях города
-Рассматривание иллюстраций в книгах, открыток, личных фотографий
-Заучивание стихов о городе
-Составление мнемотехнических таблиц к стихам
-Составление альбома фотоколлажей «Семейные прогулки по городу» 8 семей.
-Разгадывание загадок
-Игровая деятельность:
*дидактические игры
*настольные игры
*речевые игры
*подвижные игры
-Презентации
-Личные наблюдения во время воскресных прогулок с родителями
Предполагаемый результат:
-Дети активно усваивают материал о городе, его достопримечательностях о каменных зверях своего города
-Дети узнают памятники и достопримечательности С –Пб на иллюстрациях, открытках, фото, и в реальности на семейных прогулках
-Дети много узнают о каменных зверях С-Пб, о их индивидуальности,
запомнят их названия
-Свободно ориентируются в названиях некоторых достопримечательностях, правильно их произносят и знают, где они находятся
-Дети будут получать знания в игровой форме в дидактических, речевых, настольных, подвижных играх
-Дети разучат стихи о городе, о сфинксах
-Научатся отгадывать загадки о достопримечательностях С –Пб
-Произойдёт развитие связной речи детей, обогатится и активизируется словарный запас,
дети будут развёрнуто отвечать на вопросы
-Разовьётся интерес к истории родного города, его памятникам
-Научатся демонстрировать свои знания другим людям
-Дети сблизятся со своими родителями в процессе совместных прогулок по городу и совместной деятельности по изготовлению игр
-Дети, родители и педагоги в процессе проекта станут решать единые задачи, станут единомышленниками в процессе знакомства с историей С -Пб и его памятниками.
Работа с родителями:
-Анкетирование -8 семей
-Подгрупповые беседы о целях и задачах проекта, о деятельности родителей в проекте
-Чтение детям литературы о Санкт -Петербурге и беседы о прочитанном
-Закрепление разучиваемых в группе стихов и загадок
-Совместно с ребёнком изготавливать игры петербурговедческого содержания, играть
в эти игры дома
-Изготовление фотоколлажа: «Воскресные прогулки по Санкт –Петербургу»
-Закрепление знаний о Санкт –Петербурге и его достопримечательностях,
каменных зверях полученных в детском саду
Художественно – продуктивная деятельность детей:
1 неделя – Раскраски «Петербургские каменные звери»
2 неделя – Лепка - барельеф «Каменные звери С -Пб»
Дидактические игры:
«Собери изображение из частей»
«Петербургский кубик»
«Что не так?»
«Узнай по тени, назови» (каменные звери Петербурга)
Речевые игры:
«Назови одним словом- «Памятники», «Соборы», «Дворцы»
«Кто они такие?» (о внешнем виде сфинксов, грифонов, ши-цза)
«Посмотри на фото. Запомни и назови слова»
Подвижные игры:
«Море волнуется раз, … каменные звери на месте – замри!»
«Каменный Лев»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин сувениров»
«Путешествие по городу»
Конструктивная деятельность:
Настольный строитель «Петербургские здания» (по картам-образцам)
Презентация: «Каменные звери Петербурга»
(Львы, сфинксы, грифоны, ши-цза)
Литература о Санкт – Петербурге:
-Буренина М. «Прогулки по Невскому проспекту», С – Пб «Паритет», 2008г.
-Коняев Н. «Ангел над городом»,
С –Пб «Путеводитель по православному Петербургу», 2014 г.
-Лелина Е. «Петербургская крепость», С –Пб «Издательство Буковского», 1996г.
-Мясников А. «Сто великих достопримечательностей Санкт – Петербурга», С -Пб, 2009г.
-Пукинский Г. «Санкт – Петербург. 1000 вопросов и ответов»
-Синдаловский Н. «История Санкт – Петербурга в преданиях и легендах»,
С Пб «Норинт», 22002г.
Детская литература для детей О Санкт – Петербурге:
-Скоробогатова Ю. А. «Сказочный путеводитель по мифологическому Петербургу»,
С –Пб «Паритет»,2012г.
-Гурьева Н. «Детям о реках и мостах», С –Пб «Паритет»,2012г.
-Дмитриев В. «Санкт – Петербург. Моя первая книга о городе», ЦСКН 2016г.
-Ермолаева Л. «Чудесный город», С –Пб «Ленинградская галерея», 1996г.
-Ермолаева Л. «Мой город», С –ПБ «Норинт», 1996г.
-Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу», С – Пб «Паритет», 2004г.
-Патаки Хельга «Мосты Петербурга», РDF, 2007г.
-Рапопорт А. «Реки, каналы, мосты Петербурга», «Качели», 2017г.
-Шиф Л. «Чудесный город», С –Пб «Облик», 1997г.
-Шевченко А. «Загадочный Петербург - стихи», С –Пб «Облик», 2007г.
-Мучник Т. «Кони, сфинксы, львы, грифоны», «Качели», 2017г.
Игровые пособия для детей:
- «Петербургская тетрадь» (задания, С –Пб «Питер», 2017
- «Книга с наклейками – Невский проспект»
- Феофанова О., Гурко Ю. «Путеводитель по детскому Петербургу в играх, картах
и картинках»
-Окончание краткосрочного проекта (2недели) 8 декабря 2021года
НОД комбинированного вида «Наш любимый Петербург»
К проекту прилагаются :
-Конспект НОД комбинированного вида «Наш любимый Петербург"
-Перечень дидактических игр
-Новые подвижные игры на петербургскую тему (описание)
-Картотека стихов о Санкт – Петербурге и его достопримечательностях
-Схемы стихов и загадок
-Картотека загадок о Санкт – Петербурге
-Презентация «Петербургские каменные звери»
План работы с детьми по проекту :"Каменные звери город стерегут"
1 неделя
Тема: «Символы Петербурга. Львы и Сфинксы»
-Рассказ воспитателя о Петре1, как об основателе Санкт – Петербурга, о Невской
«першпективе», о Казанском соборе, о Михайловском дворце (Русском музее, о памятнике Екатерины Второй.
-Чтение художественной литературы:
Мучник Т. «Кони, сфинксы, львы, грифоны. Каменные стражи Петербурга», С – Пб «Качели», 2017г.
-Беседы с детьми об основании Санкт – Петербурга, и по темам проекта
-Ответы на вопросы
-Рассматривание иллюстраций и наборов открыток «Символы Петербурга»,
«Звери в городе»
-Дидактические игры:
* «Сложи изображение из частей», «Собери пары картинок»
* «Узнай по тени, назови» (каменные звери Петербурга)
Речевая работа: «Кто они такие?» (рассказать о внешнем виде Львов и Сфинксов)
Конструктивная деятельность: по образцу из настольного строителя (на выбор)
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин сувениров»
- Подвижная игра: «Лев» (см. приложение)
-Серова З. «Знаешь ли ты Санкт – Петербург?» (задания)
- Стихотворение «Сфинксы из Египта плыли…»по схеме (см. приложение)
-Загадки (см. приложение)
-Художественно – продуктивная деятельность:
Раскраски «Петербургские каменные звери» (на выбор)
С родителями:
-Прогулка к Сфинксам и Грифонам у Академии художеств
-Фото для коллажа «Прогулки по Санкт – Петербургу» (семейные – 8 семей)
-Изготовление игры «Сложи изображение из частей», «Петербургский кубик»,
«Узнай по тени» (на выбор)
2 неделя
Тема: «Каменные звери Петербурга» (Кони, Грифоны, Ши-цза)
-Рассказ воспитателя о Невском проспекте, его достопримечательностях (Аничков мост, Михайловский дворец- Русский музей, Казанский собор, памятник Екатерине II
-Кони на Аничковом мосту "Укрощение коня"
-Чтение художественной литературы: Скоробогатова Ю. А. «Сказочный путеводитель по мифологическому Петербургу» С -Пб «Паритет», 2000г.
-Книга с наклейками «Санкт – Петербург. Невский проспект»
Беседы с детьми по темам 2 недели проекта
-Рассматривание иллюстраций и материалов из интернета на ноутбуке
-Просмотр презентации «Каменные звери Петербурга»
-Дидактические игры:
«Узнай по тени» (львы, сфинксы, грифоны, ши-цза)
«Петербургский кубик» (символы Петербурга)
Речевая игра:
«Назови одним словом» (Дворцы, соборы, памятники)
«Доскажи слово» (Египетский …сфинкс, китайский … ши-цза, гривастый …лев, крылатый …грифон)
«Посмотри на фото. Запомни и назови слова»
-Стихотворение «Каменные звери» (см. приложение)
-Загадки (см. приложение)
Художественно – продуктивная деятельность:
Лепка – барельеф: «Каменные звери Петербурга»
Подвижная игра: «Море волнуется раз… Петербургская фигура – замри"
С родителями:
-Прогулка с родителями по Невскому проспекту к Аничкову мосту к скульптурным группам «Укрощение коня», к памятнику Екатерины II, к Михайловскому дворцу, к Казанскому собору.
- Фотоколлаж «Прогулки по Петербургу» (8 семей)
-Изготовление игр: «Узнай по тени», «Петербургский кубик», «Что не так!»
Приложение к проекту : "Каменные звери город стерегут"
Стихи о Санкт - Петербурге
«Каменные звери» /Новикова Л. В. /
Кошки и собаки,
Бегемот, верблюд,
Медведи, Чижик-Пыжик
В городе живут.
Каменные звери,
Каменные птицы
Украшают город.
Есть нам чем гордиться!
«Кони на Аничковом мосту» /Сергей Скаченков/
Город спит.
И Невский стройный
Уплывает в темноту.
Только кони не спокойны
На Аничковом мосту.
Вдруг рванутся эти кони?
Кто таких коней догонит?
Авторские / Новикова Л. В. /
Чудища гранитные
Из маньчжурских сказок.
Прижились на новом месте
Эти звери сразу.
Папа мячиком играет,
Мама детку охраняет.
"Грифоны"/ Новикова Л. В. /
Вот они - крылатые грифоны.
И они, конечно, не драконы.
Повнимательней на них ты посмотри:
Это львы крылатые, да, львы!
И на Банковском сидят они мосту.
День и ночь грифоны на посту.
"Сфинксы" / Новикова Л. В. /
Сфинксы из Египта плыли,
И о родине грустили.
В других странах побывали,
Очень много повидали.
А теперь у нас живут,
Петербург наш стерегут.
Подвижные игры по Петербурговедению
«Туча – тётя»
(В середине круга стоит ребёнок «Туча». Дети стоят в хороводе)
Дети:
«Туча – тётя, туча – тётя Дети идут по кругу
Почему дождём не льёте? «Туча», расставив руки в стороны
Тётю тучу очень жаль – крутит туловище вправо-влево
Зацепилась за корабль. Дети останавливаются, поворачиваются в круг
Кораблик-флюгер золотой Поднимают наверх правую руку
Высоко над головой Поднимают наверх левую руку
Держит тебя крепко. Скрещивают руки на груди, ладони к плечам
Не замочишь деток!» Грозят «Туче», она приседает
Крутись, вертись Покручивают кистями рук от середины
вправо-влево одновременно
«Туча» крутится вправо, влево, останавливается
И на нас не злись! Показывают «Туче» «носики»
«Туча» : Всех сейчас я замочу Машет руками, топает ногами (злится)
Громом напугаю!
Бегите! Грозит пальцем
Догоняю!
(Дети разбегаются. «Туча» пятнает детей. Кого запятнала «Туча», «замочила» - идёт на стульчик «сушиться»)
«Бегемотик – обормотик»
(Ребёнок «Бегемотик» стоит в центре круга. Дети идут в хороводе)
Дети:
Бегемотик – обормотик «Бегемотик» гладит свой животик
У него болит животик ---
Он от доктора сбежал
И в Фонтанку он упал
Бегемотик в речку – БУХ Дети идут к центру. «Бегемотик» подпрыгивает
А вода из речки – ПЛЮХ Отходят назад поднимают руки вверх,
резко опускают руки вниз (на слово ПЛЮХ)
Бегемотик испугался Дети идут по кругу. «Бегемотик» «пугается»,
К речке Мойке он помчался «бежит на месте»
Бегемотик в Мойку – БУХ (Смотри выше. Так же)
А вода из речки – ПЛЮХ
Бегемотик испугался
И к реке Неве помчался
Бегемотик в Неву – БУХ
А вода из речки – ПЛЮХ
Началось тут наводненье Дети делают круговые движения рук от центра
в стороны – 2 раза
Вся вода пришла в движенье Круговые движения согнутых в локтях рук - моторчик
Тут вода и там вода… Правая рука в сторону, левая рука в сторону
«Бегемотик» :
«Разбегайтесь кто куда!» (Дети разбегаются. «Бегемотик» догоняет и пятнает детей)
«Море волнуется раз…»
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три.
Петербургские Звери на месте – замри»
«Каменный лев» /слова С. Сивцовой/
(Ребёнок Лев стоит в центре круга, замерев не месте).
(Дети, взявшись за руки, ходят по кругу и говорят) :
«Лев из камня любит спать.
Будем мы года считать
Год спит, два спит,
Три, четыре, пять храпит…
Двадцать пять храпит подряд…
Как пройдёт сто пятьдесят
Лев начнёт ловить ребят.
Раз, два, три – берегись!» (Дети останавливаются, 6 раз хлопают)
«В лапы мне не попадись!» (Громко говорит Лев)
(Лев бегает и пятнает детей)