Наталья Юдина
Консультация для родителей «Как учить детей пересказу»
«Как учить детей пересказу».
Ребенок пятого года мыслит образами, то есть для того, чтобы он рассказал сказку, ему нужна наглядная опора, например иллюстрации. Но иллюстраций обычно немного и на них изображены один-два эпизода, а нам нужно помочь малышу пересказать всю сказку. Как изготовить такую подсказку, которая действительно помогла бы детям? В качестве примера рассмотрим сказку Ш. Перро «Красная Шапочка». В ней много персонажей. Чтобы ребенок не забыл их, нужно вырезать несколько кружков, каждый кружок будет обозначать одного из персонажей, причем цвет кружка совпадает с цветом внешнего вида персонажа. Красную Шапочку обозначим красным кружком, волка-серым, дровосеков-двумя коричневыми кружками, бабушку-белым, маму Красной Шапочки-голубым. Дети легко принимают такое замещение. Ведь в игре они часто его используют: кубик-вместо стула, листочек заменяет тарелку и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Как учить детей пересказу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Сначала прочитайте ребенку сказку, задайте вопросы по содержанию:
• Про кого эта сказка?
• Куда однажды пошла Красная Шапочка?
• Кого она встретила по дороге? Что предложил ей волк?
• Что сделал волк в бабушкином доме?
• Что случилось с Красной Шапочкой, когда она пришла в бабушкин дом?
• Как заканчивается сказка?
Теперь можно приступить к пересказу. Возьмите любимую игрушку: куклу, мишку – и попросите ребенка рассказать кукле или мишке, какую историю он сегодня узнал. А чтобы ничего не забыть, предложите ему подсказки. Обсудите, вместо какого героя будет каждый кружок.
Расположите на столе два домика: Красной Шапочки и бабушки. Их можно тоже вырезать из бумаги или построить из конструктора. Расставьте елочки, деревья. Кружочки разложите в углу стола. Ребенок рассказывает сцены из сказки, используя кружочки. После показанной сценки возвращает заместители на место, в угол стола. В случае затруднений помогите ребенку наводящими вопросами. Важно, чтобы ребенок сопровождал слова конкретными действиями с кружочками. Например, если он рассказывает про встречу персонажей, кружочки тоже встречаются (сближаются, если расстаются – разводим их в разные стороны. Постепенно ребенок научится самостоятельно, без помощи взрослого, рассказывать сказку, используя кружочки как наглядную опору. При этом не нужно добиваться очень подробного пересказа, достаточно передать основное содержание.
Подсказки в виде разноцветных кружочков помогут пересказать такие сказки, как «Смоляной бычок», «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и др.